Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций вносит представление об устранении таких нарушений (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон N 2202-1).
Такое представление направляется в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом (например, советом директоров) прокурору сообщается о дне заседания (ст. 24 Закона N 2202-1).
Как видим, в Законе N 2202-1 использована весьма категоричная формулировка: организацией "должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона". То есть представление прокурора подлежит обязательному исполнению. О порядке (и даже о самой возможности) его обжалования в Законе N 2202-1 ничего не говорится.
В то же время Конституция РФ гарантирует каждому право на судебную защиту. Из этого следует, что обжалование представления прокурора все-таки возможно.
Однако определение суда, которому подведомственна такая жалоба, представляет собой существенную проблему.
С одной стороны, арбитражные суды, рассматривая заявления организаций о признании требований прокуроров незаконными, как правило, исходят из того, что эта категория споров им не подведомственна. При этом они нередко ссылаются на то, что оспариваемое представление было вынесено в отношении не всей организации, а лишь ее исполнительного органа, например генерального директора. Из этого делается вывод о том, что такое представление не затрагивает права организации в предпринимательской сфере (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2007 N А33-20281/06-Ф02-1854/07; Дальневосточного округа от 23.01.2007, 30.01.2007 N Ф03-А73/06-1/5075 по делу N А73-87/2006-63; Западно-Сибирского округа от 21.04.2003 N Ф04/1774-470/А27-2003 по делу N А27-11242/2002-5).
С другой стороны, имеются примеры (хотя и немногочисленные), когда арбитражные суды принимали заявление организаций к производству и рассматривали по существу (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2003 N Ф04/2616-677/А46-2003).
Таким образом, не исключено, что организации, которая подаст в арбитражный суд заявление о признании прокурорского представления недействительным, откажут в рассмотрении дела и предложат обратиться в суд общей юрисдикции.
В таком случае оспаривать представление прокурора придется уже лично руководителю организации (или иному лицу, которому адресовано представление) на основании Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (далее - Закон N 4866-1).
Статья 3 этого Закона указывает на то, что в соответствии с ним суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:
- действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;
- действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Прокурорское представление в этот перечень не входит. Следовательно, его можно обжаловать в порядке ст. 4 Закона N 4866-1: непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу власти, должностному лицу, государственному служащему (в данном случае - вышестоящему прокурору).
В заключение отметим, что на практике возможна ситуация, когда руководитель организации, получивший представление, которое он считает незаконным, даже не подавая жалобу в суд, получит возможность добиться признания вынесенного прокурором представления не соответствующим законодательству.
Дело в том, что ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом (в том числе за неисполнение направленного в организацию представления), предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ (для должностных лиц - штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб.). Причем наложить штраф по данной статье вправе только судья (ст. 23.1 КоАП РФ).
Таким образом, если руководитель не исполнил представление в установленный срок, прокурор должен обратиться в суд, чтобы привлечь его к ответственности. В таком случае руководитель сможет поднять в суде вопрос о законности полученного им представления.