Регистрация. Для того чтобы организация могла использовать автомобиль (перевозить людей или грузы), его необходимо зарегистрировать (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Сделать это следует в течение пяти суток со дня покупки машины (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938).
Если же транспорт перегоняется к месту нахождения фирмы, то компания регистрирует машину в течение времени действия знака "Транзит". Такой знак выдают на срок от 5 до 20 суток по месту покупки транспортного средства.
За регистрацию автомобиля компания должна заплатить государственную пошлину. Кроме того, автомобиль должен пройти техосмотр в Госавтоинспекции. За это с организации взимается отдельная плата.
По мнению работников Минфина России, изложенному в Письме от 05.07.2006 N 03-06-01-04/138, подобные расходы формируют первоначальную стоимость автомобиля. Таким образом, в общем случае расходы организации, связанные с постановкой автомобиля на учет в Госавтоинспекции, при расчете налога на прибыль будут учитываться в составе расходов посредством начисления амортизации.
При этом может случиться так, что организация приняла автомобиль к бухгалтерскому учету, но еще не зарегистрировала его и не заплатила пошлину. В таком случае организация может учесть госпошлину и плату за техосмотр в составе прочих расходов, так как первоначальную стоимость автомобиля после принятия машины к бухгалтерскому учету изменить нельзя. Исключением являются случаи дооборудования, модернизации и переоценки.
Технический осмотр. В бухгалтерском учете плата за проведение периодического технического осмотра включается в состав расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) и отражается следующим образом:
Дебет 76 - Кредит 51 - перечислена плата за проведение технического осмотра;
Дебет 44 - Кредит 76 - плата за проведение периодического технического осмотра включена в состав текущих затрат организации.
В налоговом учете плату за техосмотр включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой осуществления прочих расходов признается дата расчетов или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Гарантийное техническое обслуживание. Проведение гарантийного технического обслуживания (далее - ТО) является необходимым условием для того, чтобы организация сохранила право на устранение определенных неисправностей автотранспортного средства, возникших в процессе эксплуатации автомобиля в период срока гарантии, за счет фирмы-продавца (изготовителя).
За проведение такого гарантийного ТО взимается плата. По мнению автора, организация имеет право учесть расходы на проведение подобного ТО в составе затрат, в том числе учитываемых при исчислении налога на прибыль. Конечно, при этом необходимо запастись документами от организации, проводившей ТО (договор, счета, акты выполненных работ). При наличии счета-фактуры НДС по таким расходам можно принять к вычету.
Учитывать подобные расходы организация, по мнению автора, может аналогично расходам на проведение техосмотра автомобиля в составе прочих расходов в соответствии с порядком, изложенным в п. 3 ст. 272 НК РФ.
При этом существуют определенные риски непризнания работниками налоговых органов расходов на проведение гарантийного ТО для целей исчисления налога на прибыль в случае, если гарантийный ремонт автомобилю так и не потребовался. В таком случае возможны претензии работников налоговых органов в отношении отсутствия экономической обоснованности подобных затрат и, соответственно, исключение этих затрат из состава расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль, на основании п. 49 ст. 270 НК РФ.
Однако, проходя гарантийное ТО, организация тем самым предпринимает действия, направленные на сокращение возможных расходов (возможно довольно существенных) на проведение ремонта автомобиля в случае выявления неисправностей машины, подлежащих устранению за счет фирмы-продавца (производителя).
Таким образом, говорить об отсутствии экономической обоснованности таких расходов, по мнению автора, нельзя.