Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, предназначены для автотранспортных предприятий различных форм собственности. Но, по мнению представителей налоговых органов, все организации, эксплуатирующие автомобильную технику, при списании израсходованных во время эксплуатации автомобилей ГСМ для целей исчисления налога на прибыль должны руководствоваться нормами расхода ГСМ, рассчитанными с использованием данного руководящего документа Минтранса.
В документе приведена формула для расчета нормативного значения расхода топлива для легковых автомобилей:
QH = 0,01 x HS x S x (1 + 0,01 x D),
где QH - нормативный расход топлива, л;
HS - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Базовая норма расхода топлива (бензина) для автомобиля марки Toyota Camry 3.5 (6V-3,456-277-6A) составляет 11,1 л на 100 км пробега.
При эксплуатации автомобиля в г. Москве возможно использование следующих повышающих коэффициентов (D):
- при работе в зимнее время - на 10% (срок действия зимних надбавок для г. Москвы - 5 месяцев (с 1 ноября по 31 марта));
- при работе в городах с населением свыше 3,0 млн человек - до 25%;
- при пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями - до 10%;
- при использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% базовой нормы.
В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 град. Цельсия) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей (если нет независимых отопителей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем до 10% базовой нормы.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Кроме того, расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включен и устанавливается отдельно.
Пример. Организация установила максимальный размер надбавок к базовой норме расхода топлива: за работу в городах с населением свыше 3 млн чел. - 25%; при использовании кондиционера - 7%; при работе в зимнее время - 10%.
Тогда нормативный расход топлива (бензина) автомобиля марки Toyota Camry 3.5 (6V-3,456-277-6A) в Москве составит:
- в летнее время: QH = 0,01 x HS x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 11,1 x S x (1 + (0,01 x (25 + 7)) = 0,147 x S;
- в зимнее время: QH = 0,01 x HS x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 11,1 x S x (1 +0,01 x (25 + 10)) = 0,15 x S (предполагаем, что в зимнее время система кондиционирования воздуха в автомобиле не используется).
Однако возможно, что фактический расход топлива будет превышать расход, рассчитанный на основании нормы расхода топлива из Распоряжения Минтранса России и фактического пробега автомобиля.
Необходимо отметить, что относительно размера расходов на содержание служебных автомобилей в Налоговом кодексе РФ ничего не сказано. К тому же Минтранс России не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 2 ст. 4 НК РФ).
Таким образом, формально оснований для применения в целях налогообложения норм, установленных Минтрансом, нет.
При этом требование обоснованности расходов (ст. 252 НК РФ) создает предпосылки для разработки и утверждения организацией собственных норм расхода топлива для транспорта, который используется для производственной деятельности с учетом его технологических особенностей.
В таком случае, по мнению автора, организация имеет право установить свои нормы расхода топлива (в том числе с учетом норм расходов, указываемых производителем автомобиля) и закрепить их размер в приказе по организации.