Согласованная оценка и никаких документов

| консультации | печать
При создании ООО единственный учредитель (физическое лицо, не являющееся частным предпринимателем) внес в уставный капитал компьютер стоимостью 10 тыс. руб. Был составлен акт. Документов же, связанных с покупкой этого компьютера учредителем, не было представлено никаких. Как правильно учесть эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете?

Размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов определяются учредительным договором (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Размер уставного капитала ООО в настоящее время не должен быть менее 10 000 руб. (п. 1 ст. 14 Закона N 14-ФЗ). Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (п. 1 ст. 15 Закона N 14-ФЗ).

После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 "Уставный капитал" в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями". При этом запись по дебету счета 75 и кредиту счета 80 производится на всю величину уставного (складочного) капитала, объявленную в учредительных документах. В рассматриваемом случае это проводка:

Дебет 75 - Кредит 80 - 10 000 руб. - зарегистрирован уставный капитал ООО.

Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и других ценностей. Взнос вкладов в виде материальных и иных ценностей оформляется записями по кредиту счета 75 и дебету счетов 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и др. (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Выбор конкретного счета, на котором организация будет учитывать полученный от учредителя компьютер, зависит от дальнейших намерений организации. Если, например, она собирается продать компьютер, то его следует учитывать на счете 41 "Товары". Если же она собирается использовать компьютер в своей деятельности в качестве объекта основных средств (ОС), то его следует отразить по дебету счета 08 с последующим принятием к учету на счете 01 "Основные средства".

Напомним, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

Это означает, что если в приказе об учетной политике организации предусмотрен стоимостный лимит для принятия объекта в состав основных средств (этот лимит не должен превышать 20 000 руб.), то объекты стоимостью менее этого лимита подлежат учету в составе материально-производственных запасов (МПЗ). При этом должны выполняться соответствующие требования Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, и Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

В частности, если организация примет решение учитывать такие объекты в составе МПЗ, она должна вести по ним соответствующие карточки учета (приходный ордер по форме N М-4, требование-накладную по форме N М-11, карточку учета материалов по форме N М-17 и др.). Для удобства рекомендуем к счету 10 "Материалы" предусмотреть субсчет 10/10 с названием типа "Малоценные предметы со сроком использования более 12 месяцев".

Компьютер как объект ОС

Если есть намерение использовать компьютер для пользы вашей организации и если в учетной политике организации не установлен стоимостный лимит для основных средств либо этот лимит менее 10 000 руб., то компьютер будет являться объектом основных средств.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01). Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 9 ПБУ 6/01).

Тогда проводки будут следующие:

Дебет 08 - Кредит 75 - 10 000 руб. - в счет вклада в уставный капитал учредителем внесен компьютер в согласованной оценке;

Дебет 01 - Кредит 08 - 10 000 руб. - компьютер принят к учету в качестве объекта основных средств.

Отметим, что полученные в счет вклада в уставный капитал объекты основных средств подлежат амортизации в обычном порядке.

Компьютер как объект МПЗ

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 8 ПБУ 5/01).

Итак, если учетная политика вашей организации предусматривает стоимостный лимит принятия активов в состав ОС и этот лимит не менее 10 000 руб., то проводки можно порекомендовать следующие:

Дебет 10/10 - Кредит 75 - 10 000 руб. - в счет вклада в уставный капитал учредителем внесен компьютер в согласованной оценке в качестве объекта МПЗ;

Дебет 20 (или 26, или 44) - Кредит 10/10 - 10 000 руб. - компьютер принят в эксплуатацию, его стоимость списана на расходы.

Для удобства учета малоценных "долгоиграющих" предметов рекомендуем использовать вспомогательный забалансовый счет, например 012 "Малоценные предметы со сроком использования более 12 месяцев в эксплуатации".

Аналитический учет по нему можно вести по материально ответственным лицам. Тогда может быть еще одна проводка:

Дебет 012 - 10 000 руб. - списанный на расходы компьютер учтен за балансом.

Компьютер как товар

Товары также относятся к МПЗ. В силу п. 13 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. При этом в рассматриваемом случае согласно п. 8 ПБУ 5/01 под стоимостью приобретения понимается денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.

Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

Если ваша организация согласно учетной политике оценивает товары по стоимости приобретения, тогда проводка будет следующая:

Дебет 41 - Кредит 75 - 10 000 руб. - в счет вклада в уставный капитал учредителем внесен компьютер в согласованной оценке в качестве товара.

Налоговый учет

Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный капитал, определены в ст. 277 НК РФ.

У налогоплательщика - ООО не возникает прибыли (убытка) при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им среди учредителей (участников) доли в своем уставном капитале (пп. 1 п. 1 ст. 277 НК РФ).

При внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства (абз. 6 п. 1 ст. 277 НК РФ).

Фактически указанная норма означает следующее. Налоговой стоимостью полученного имущества будет признана меньшая из двух величин: документально подтвержденные расходы учредителя за вычетом амортизации либо рыночная цена.

Для расчета налоговой стоимости имущества, полученного от учредителя - физического лица в качестве вклада в уставный капитал, необходимо иметь три группы документов.

Первая группа - документы, подтверждающие расходы на приобретение (создание) указанного имущества передающей стороной. К ним относятся, в частности, кассовые и товарные чеки, банковские выписки и квитанции, квитанции к приходным кассовым ордерам, договоры и счета торговых организаций.

Вторая группа - документы, подтверждающие начисление амортизации (износа) в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является учредитель.

Поскольку в рассматриваемой ситуации учредитель не является предпринимателем, у него просто не может быть таких документов. К тому же согласованная учредителями оценка как раз предполагает уменьшение первоначальной стоимости имущества на сумму, эквивалентную его физическому и моральному износу.

Третья группа - акт независимой оценки. Причем если учредитель - иностранец, то форма акта должна соответствовать законодательству его государства и оценщик должен действовать по законам этого государства. Форма такого документа может быть прямо установлена внутренним законодательством соответствующего иностранного государства либо Международными стандартами оценки.

В случае если данный документ составлен на иностранном языке, то, по мнению Минфина России, его перевод на русский язык должен быть составлен дипломированным переводчиком и нотариально удостоверен (Письмо от 12.09.2007 N 03-03-07/17).

Если же учредитель - российский гражданин, то акт независимой оценки составляется в соответствии с российским законодательством.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2008) оценщиком тогда может выступать физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшее свою ответственность в соответствии с требованиями названного Закона N 135-ФЗ.

Поскольку в рассматриваемой ситуации не имеется первой группы документов, то независимо от проведения независимой оценки налоговая стоимость внесенного в уставный капитал имущества будет признаваться равной нулю. Это означает, что при реализации данного компьютера в дальнейшем налоговая база будет равна доходу от реализации.

Можно предположить, что ваша организации пока еще относится к категории малых предприятий <*> и поэтому не обязана применять нормы Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (в ред. от 11.02.2008).

--------------------------------
<*> Критерии отнесения организации к малым предприятиям приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. от 22.07.2008), а предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год для этой цели установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

Если же это не так, то, поскольку в бухгалтерском учете отражаются расходы, а в налоговом их нет, придется в бухгалтерском учете отразить постоянные налогооблагаемые разницы и, соответственно, постоянные налоговые обязательства (ПНО).

Так, в момент списания стоимости компьютера, учтенного как МПЗ, а также в момент списания стоимости компьютера при реализации, учтенного как товар, делается следующая проводка:

Дебет 99 - Кредит 68 - 2400 руб. (10 000 руб. x 24%) - начислено ПНО, увеличивающее сумму налога на прибыль к уплате.

В момент начисления амортизации (в случае учета компьютера в качестве объекта основных средств) делается аналогичная проводка, но на значительно меньшую сумму, определяемую исходя из месячной суммы амортизации, а не из всей первоначальной стоимости.

читайте также