При проведении проверок прокурором могут привлекаться специалисты других государственных органов. Для допуска указанных лиц на проверяемый объект не требуется предъявления каких-либо разрешительных документов.
Предметом надзора органа прокуратуры является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», далее — Закон о прокуратуре).
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Поводом для осуществления прокурорского надзора путем проведения прокурорской проверки может являться любого рода информация, поступающая в прокуратуру: заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений и т.д.
Поскольку при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов власти (их перечень установлен в ст. 21 Закона о прокуратуре) выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (п. 1, 2 ст. 22 Закона о прокуратуре).
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В рассматриваемом случае проводилась прокурорская проверка, при которой прокурор воспользовался своим правом и привлек для проведения проверки сотрудников МЧС. При этом у прокурора нет обязанности предъявлять какие-либо документы о привлечении специалистов лицам или организациям, в отношении которых проводится проверка.
Также следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении прокурорского надзора, а также проведении административного расследования положения данного закона не применяются. Следовательно, для допуска на охраняемую территорию прокурору и сотрудникам МЧС достаточно предъявления служебного удостоверения, подтверждающего предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре полномочия прокурора. Предъявлять распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, как того требует ч. 4 ст. 12 указанного закона, прокурору не нужно.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность (ст. 6 Закона о прокуратуре).