Расходы на командировки признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, и принимаются для целей обложения налогом на прибыль с учетом положений пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Действующее налоговое законодательство не содержит дополнительных ограничений принятия командировочных расходов для целей налогообложения, но при этом должны соблюдаться общие требования п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которым расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Одним из документов, подтверждающих целевую направленность и обоснованность командировочных расходов, является унифицированная форма N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении" (утв. п. 1 Постановления Госкомстата России от 05.01.2004 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты").
Между тем расходы, связанные с командировками, принимаются в целях налогообложения прибыли только при наличии подтверждений производственного характера поездки (командировки) (Письмо Минфина России от 04.04.2005 N 03-03-01-04/1/148).
Для некоторых налоговых органов признаком производственного характера командировки является наличие немедленного и положительного результата поездки.
Однако такая позиция не соответствует требованиям Налогового кодекса РФ, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2004 N А56-20999/03 указано: "Довод инспекции о том, что производственная необходимость расходов не подтверждена налогоплательщиком протоколами о намерениях с другими фирмами, правомерно не принят во внимание судами, поскольку не основан на положениях НК РФ".
ФАС Поволжского округа определил, что отсутствие конкретных результатов командировки не является основанием для признания ее не связанной с производственной деятельностью и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности (Постановление от 03.04.2003 N А65-11870/02-СА2-22).
Аналогичное решение принял ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 24.03.2006 N А28-10790/2005-233/15 <*>.
--------------------------------
<*> См. также Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 и Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П.
Позицию арбитражных судов можно обосновать также и нормами трудового законодательства. Служебной командировкой признается поездка работников организации для выполнения служебного поручения (ст. 166 ТК РФ).
Таким образом, основным документом, подтверждающим связь командировки с производственной деятельностью, является само служебное поручение. В данном случае оно оформляется в приказе. Если цель поездки, изложенная в приказе, связана с производственной деятельностью, то и сама командировка имеет производственное значение. Основным документом, подтверждающим производственную направленность поездки, является приказ.
Таким образом, для принятия командировочных расходов для целей налогообложения не требуется достижения каких-либо определенных результатов, например в виде заключения договора или предварительного договора, но тем не менее необходимо обосновать и документально подтвердить расходы установленными для этого первичными учетными документами, в том числе приказами о направлении в командировку и отчетами о командировке.
В случае командировки сотрудника организации для деловых встреч с потенциальными поставщиками, если в результате командировки соглашение о деловом сотрудничестве с потенциальными поставщиками не было достигнуто, указанные командировки все равно должны иметь определенные результаты.
Для налоговых органов доказательствами наличия таких результатов могут быть приказ, отчет о командировке (изложение целей и задач командировки и отчет об их выполнении), желательно с приложением протоколов о намерениях и предварительных договоров, образцов рекламной продукции, прейскурантов, проспектов и буклетов или других документов, прямо подтверждающих выполнение производственной цели командировки, направленной на получение дохода (Письмо УФНС России по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851).