Пределы компетенции налоговых органов в части дачи письменных разъяснений налогоплательщикам установлены только пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.
К сведению! Налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Если вопросы учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли отнести к вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов, то можно сделать вывод, что дача письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам указанного учета входит в компетенцию налоговых органов.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Пределы компетенции Минфина России в части дачи письменных разъяснений налогоплательщикам установлены только п. 1 ст. 34.2 НК РФ.
Из приведенных положений Налогового кодекса РФ следует, что сферы компетентности налоговых органов и Минфина России в части дачи письменных разъяснений различаются.
Вопросы учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли являются вопросами применения законодательства РФ о налогах и сборах. Поэтому вопросы учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли следует отнести не к вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов, а к вопросам применения законодательства РФ о налогах.
В связи с изложенным дача письменных разъяснений налогоплательщикам об учете доходов и расходов в целях налогообложения прибыли, по мнению автора, входит в компетенцию не налоговых органов, а Минфина России.
Этот вывод имеет принципиальное значение в связи с тем, что согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Эта норма не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).