Вопрос с сайта www.eg-online.ru
Из вопроса не ясно, какой договор лизинга заключен: с переходом права собственности на предмет лизинга лизингополучателю или нет. Это имеет принципиальное значение для квалификации лизинговых платежей при банкротстве лизингополучателя.
По договору лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование (ст. 655 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон) предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Он вправе изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством и договором.
Договором лизинга может быть предусмотрен переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя по истечении срока договора или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон (п. 1 ст. 19 Закона). В данном случае речь идет о так называемом выкупном лизинге.
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя (п. 1 ст. 28 Закона).
Если же договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то в общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга.
В целях Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено этим законом (ст. 5).
Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, данной им в п. 2 постановления от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» (в ред. от 06.06.2014), в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом, в том числе при договоре лизинга (за исключением выкупного), текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке ст. 134 Закона о банкротстве.
Если договор выкупного лизинга был заключен и финансирование предоставлено лизингодателем лизингополучателю ранее возбуждения дела о банкротстве лизингополучателя, то требования лизингодателя к лизингополучателю, основанные на сальдо встречных обязательств, относятся к реестровым требованиям (п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63).
Таким образом, если был заключен договор «классического» лизинга, то лизинговые платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании лизингополучателя банкротом, являются текущими. Но если речь идет о договоре выкупного лизинга, то, исходя из позиции Пленума ВАС РФ, лизинговые платежи по нему, возникшие после даты принятия заявления о признании лизингополучателя банкротом, текущими не являются.