За балансом — значит, без налога

| консультации | печать
Подлежат ли налогообложению объекты ЖКХ, принятые в период приватизации на баланс организации и подлежащие передаче органам местного самоуправления?

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке (ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

Кроме того, согласно ст. ст. 30 и 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (в том числе объекты жилищного фонда и объекты его инфраструктуры), не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. При этом обременением (ограничением) приватизируемого государственного или муниципального имущества может являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия, в том числе объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст. 214 ГК РФ).

От имени муниципального образования права собственника на имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальная собственность), осуществляют органы местного самоуправления. При этом муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну муниципального образования (п. п. 2 и 3 ст. 215 ГК РФ).

Плательщиками налога на имущество признаются, в частности, российские организации в отношении признаваемого объектом налогообложения движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации в качестве основных средств (установленным порядком ведения бухгалтерского учета) (п. 1 ст. 374 НК РФ).

При отражении в бухгалтерском учете имущества, не включенного в состав приватизированного имущественного комплекса, следует исходить из допущения имущественной обособленности, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете в Российской Федерации", а также ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н. Из этих норм следует, что объекты основных средств, не включенные в состав приватизированного имущественного комплекса (в том числе объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения) и переданные организации - приватизируемому юридическому лицу на содержание (ответственное хранение, безвозмездное временное пользование), подлежат учету в бухгалтерском учете обособленно за балансом, поскольку не являются собственностью данной организации.

Обратите внимание! Аналогичные выводы по данному вопросу делаются арбитражными судами (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2007 N А05-12688/2006-13, от 26.02.2004 N А42-939/03-16).