Юридический адрес и фактическое местонахождение — г. Москва. В нашей компании есть сотрудник, работающий удаленно из Санкт-Петербурга. Обособленное подразделение по месту его работы мы не регистрировали. Периодически этот сотрудник направляется в командировки и получается, что едет он из Питера, а не из Москвы. Может ли ИФНС отказать в учете для целей налогообложения командировочных расходов в отношении этого работника, мотивируя тем, что сотрудники отправляются в командировки не из города места работы? Что посоветуете сделать для укрепления позиции, какие документы оформить? Или может в трудовом договоре прописать, что сотрудники работают удаленно из другого города, но только так, чтобы это не привело к необходимости образования обособленного подразделения?
Налоговая инспекция не может отказать в признании командировочных расходов при налогообложении прибыли из-за того, что работник, работающий по дистанционному трудовому договору, выезжает в командировку не из Москвы, а из Санкт-Петербурга.
Согласно ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
Кроме того, в ст. 312.1 ТК РФ закреплено, что на дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Следовательно, в отношении таких работников должны выполняться и гарантии при направлении в служебные командировки, другие служебные поездки, предусмотренные главой 24 ТК РФ.
Служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).
В силу ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ место работы работника указывается в трудовом договоре. Каких-либо уточнений по поводу того, какое именно место признается местом работы в рассматриваемом случае, трудовое законодательство не содержит. По разъяснениям Роструда, данным в письме от 07.10.2013 № ПГ/8960-6-1, трудовой договор о дистанционной работе должен содержать сведения о месте работы, в котором дистанционный работник непосредственно исполняет обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Таким образом, из определения дистанционной работы, данного в ст. 312.1 ТК РФ, и официальных разъяснений можно сделать вывод, что для дистанционного работника местом постоянной работы является место его нахождения.
Из этого следует, что поездка дистанционного работника из места, где он проживает, и, соответственно, непосредственно трудится, до места назначения является служебной командировкой.
Следовательно, расходы, связанные с командировкой дистанционного работника, который направляется в нее из места постоянного жительства, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их соответствии критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 08.08.2013 № 03-03-06/1/31945.
Относительно возникновения обособленного подразделения по месту нахождения дистанционного работника отмечаем следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
Из всего выше изложенного следует, что дистанционная работа не предполагает оборудования стационарного рабочего места со стороны работодателя. Следовательно, вне зависимости от того, на какой срок привлекается дистанционный работник, обособленное подразделение в толковании, придаваемом данному понятию ст. 11 НК РФ, не образуется.
Действующим законодательством о налогах и сборах не установлено требование о регистрации дистанционного рабочего места в качестве обособленного подразделения в целях постановки на учет в налоговом органе.
На наличие в определении дистанционной работы признаков, отличительных от характерных признаков обособленного подразделения организации согласно в п. 2 ст. 11 НК РФ, указано и в письме Минфина России от 01.07.2013 № 03-02-07/1/24992. Вместе с тем в этом письме отмечается, что в соответствии с п. 9 ст. 83 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщика затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе решение на основе представленных им сведений принимается налоговым органом.
Следовательно, налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации, который принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов о выполнении ее работниками дистанционной работы.