Могут ли нас наказать за несдачу единой (упрощенной) декларации? Нужно ли подавать эту декларацию за прошедший период?
В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом.
Использование законодателем в данной норме слова «представляет» означает обязанность налогоплательщика при соблюдении условий, установленных абзацем 2 п. 2 ст. 80 НК РФ, представлять в налоговый орган именно единую (упрощенную) налоговую декларацию. В такой ситуации право выбора у налогоплательщика (представление «нулевых» налоговых деклараций или единой (упрощенной) налоговой декларации) не возникает.
Следовательно, если у общества в отсутствии деятельности не было никакого движения денежных средств, то оно было обязано представить единую (упрощенную) налоговую декларацию.
За непредставление единой (упрощенной) налоговой декларации налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности. Однако с квалификацией данного налогового правонарушения не все так однозначно.
Так, Минфин России в письме от 03.07.2008 № 03-02-07/2-118 непредставление единой (упрощенной) налоговой декларации квалифицирует как непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ, то есть налогоплательщик должен быть привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, что влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
По мнению финансового ведомства, ст. 119 НК РФ, устанавливающая ответственность налогоплательщика по конкретному налогу за непредставление налоговой декларации по этому налогу, не содержит оснований для привлечения лица, признаваемого налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющего операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющего по этим налогам объектов налогообложения, к ответственности за нарушение установленного п. 2 ст. 80 НК РФ срока представления единой (упрощенной) налоговой декларации.
В то же время ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 13.10.2009 № Ф03-5355/2009 признал неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за нарушение срока представления единой (упрощенной) налоговой декларации, отклонив доводы инспекции о том, что ст. 119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление декларации по конкретному налогу. Как указал суд, ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена специальной нормой, налоговый орган не вправе был привлекать налогоплательщика к ответственности по статье, предусматривающей другое налоговое правонарушение, а именно непредставление документов и иных сведений. В таком случае размер штрафа составит уже 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ, п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Несмотря на то что в указанном письме Минфина России и постановлении ФАС Дальневосточного округа рассмотрена ситуация, когда единая (упрощенная) декларация представлялась с нарушением установленного срока, при этом «нулевые» декларации не представлялись вообще, содержащиеся в этих документах разъяснения могут быть применены и к нашей ситуации. Объясняется это тем, что представление «нулевых» налоговых деклараций не заменяет собой представление единой (упрощенной) декларации. Соответственно, непредставление единой (упрощенной) декларации даже в случае подачи «нулевых» деклараций следует рассматривать как основание для привлечения к ответственности.
Вместе с тем тот факт, что вместо единой (упрощенной) налоговой декларации были представлены «нулевые» декларации по конкретным налогам, можно попытаться обернуть в пользу налогоплательщика.
Так, в силу положений п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. А согласно подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются в том числе иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Таким образом, при рассмотрении материалов налогового контроля налогоплательщику необходимо заявить, что представление «нулевых» налоговых деклараций следует признать обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения.
Положения Налогового кодекса не содержат прямого указания, что привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности представить налоговую декларацию. Однако, по нашему мнению, необходимо применять общее правило, что привлечение лица к ответственности не освобождает его от исполнения обязанностей, предусмотренных законом. Следовательно, общество обязано представить единую (упрощенную) налоговую декларацию.