Ликвидация общества с ограниченной ответственностью с единственным учредителем возможна по решению последнего. При этом учредитель общества должен назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации организации. Передать имущество ликвидированного ООО учредителю можно только после осуществления расчетов со всеми кредиторами, а также выплаты единственному участнику распределенной, но невыплаченной части прибыли общества.
Ликвидация ООО с единственным участником осуществляется по его решению
ООО может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ с учетом требований Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) и устава общества (п. 1 ст. 57 Закона об ООО).
Согласно п. 1 ст. 92 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.
Решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается общим собранием участников по предложению совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа или участника общества (п. 2 ст. 57 Закона об ООО). В рассматриваемом случае решение о ликвидации будет принимать единственный участник общества.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации обязаны в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации (ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон № 129-ФЗ). Для этого в ИФНС по месту регистрации ООО необходимо направить уведомление по форме Р15001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», далее — Приказ № ММВ-7-6/25@).
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявителем может выступать учредитель (участник) — физическое лицо или юридическое лицо, либо орган, принявший решение о ликвидации, либо руководитель ликвидационной комиссии, ликвидатор. Если в обществе один участник, такое уведомление подписывается только им.
Единственный участник общества также должен назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации организации (п. 3 ст. 62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению обществом. В ее состав могут входить любые лица, равно как и ликвидатором может быть назначено любое лицо, в том числе не являющееся участником или работником общества (это правило не работает в отношении организаций с государственным или муниципальным участием).
Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия обязана принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Сообщение о ликвидации может быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@).
Кредиторы юридического лица вправе заявить свои требования в срок, установленный ликвидационной комиссией, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации общества (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечень требований, предъявленных кредиторами, результаты их рассмотрения, а также перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс также утверждается участниками общества (его единственным учредителем).
Участники (единственный учредитель) общества обязаны сообщить в регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса, направив уведомление по форме № Р15001 (п. 3 ст. 20 Закона № 129-ФЗ, раздел IX Приложения 20 к Приказу № ММВ-7-6/25@). Только после этого можно приступить к погашению требований кредиторов.
Передать имущество ООО его учредителю можно при отсутствии кредиторской задолженности
Погашение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ и после осуществления текущих расходов.
В первую очередь погашаются требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также граждан, требующих компенсации морального вреда, компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения. Во вторую очередь производятся расчеты по заработной плате, а также по выплате выходных пособий и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. В третью очередь осуществляются расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, после чего производятся расчеты с другими кредиторами.
В первую очередь требования кредиторов погашаются путем перечисления денежных средств, а если их недостаточно — то за счет денежных средств, вырученных от продажи имущества общества ликвидационной комиссией (п. 4 ст. 63 ГК РФ).
После всех расчетов с кредиторами оставшееся имущество ООО распределяется между участниками либо передается единственному участнику. При этом сначала выплачивается распределенная, но невыплаченная часть прибыли, а уже затем передается оставшееся имущество ликвидируемого общества.
Каких-либо особых условий по передаче транспортного средства или земельного участка сельхозназначения единственному участнику общества в связи с ликвидацией организации законодательство не содержит.
После завершения всех расчетов в регистрирующий орган должны быть представлены: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № P16001 (утв. Приказом № ММВ-7-6/25@), ликвидационный баланс, а также документ об уплате государственной пошлины. С момента внесения записи о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ, ликвидация общества считается завершенной, а общество — прекратившим свое существование (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Судебное решение
Постановление АС Поволжского округа от 20.01.2015 № Ф06-19411/2013 по делу № А55-11542/2014
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений инспекции ФНС России об отказе в государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией и требованием обязать ИФНС внести в ЕГРЮЛ соответствующую запись.
ИФНС отказала в регистрации по причине указания в ликвидационном балансе недостоверных сведений. Отказ был обоснован тем, что на момент принятия единственным участником общества решения о ликвидации общество знало о назначении выездной налоговой проверки и о принятом акте, которым обществу были доначислены налоги. На момент составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидатор общества знал о доначисленных по результатам проверки недоимках по налогам, штрафам и пенях, которые не были оплачены.
Суд первой инстанции встал на сторону общества, указав, что ликвидационная комиссия представила ликвидационный баланс, отражающий действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, что, по его мнению, следует рассматривать как представление регистрирующему органу документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Апелляция и кассация пришли к иному мнению. Суды указали, что имеется спор о наличии задолженности общества перед бюджетом, который до настоящего времени не урегулирован, а следовательно, сведения, содержащиеся в представленном обществом ликвидационном балансе, не могут быть признаны достоверными.