От того, каким должностным лицом выявлен факт правонарушения в области рекламы, будет зависеть порядок осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений и территории, предусмотренный ст. 27.8 КоАП РФ, а также порядок их привлечения к административной ответственности.
Самовольная установка рекламных щитов наказывается штрафом
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых в том числе на внешних стенах зданий, осуществляется владельцем рекламной конструкции — рекламораспространителем с соблюдением требований ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).
Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии соответствующего разрешения, которое выдает орган местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на основании заявления: собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества (ч. 5—7 ст. 19 Закона о рекламе), владельца рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе).
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается (ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе, см. также «ЭЖ», 2012, № 35, с. 14; 2014, № 48, с. 08). В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, на территории которого установлена рекламная конструкция.
Лицо, установившее или эксплуатирующее рекламную конструкцию без соответствующего разрешения либо с нарушением требований технического регламента, может быть привлечено к ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ в виде административного штрафа. Его размер для предпринимателей колеблется от 3000 до 5000 руб., для юридических лиц — от 0,5 до 1 млн руб.
Составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.37 КоАП РФ, имеют право должностные лица органов внутренних дел (полиции). Кроме того, прокурор в рамках своих полномочий также вправе провести проверку соблюдения законодательства в сфере размещения наружной рекламы и по ее результатам возбудить дело об административном правонарушении (ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
В осмотре участвуют представители компании и понятые
КоАП РФ предъявляет определенные требования к проведению осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также составлению протокола такого осмотра.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ (в данном случае — сотрудниками полиции), в присутствии представителей организации или предпринимателя, а также двух понятых (ч. 1, 2 ст. 27.8 КоАП РФ).
Об осмотре помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (в случаях, не терпящих отлагательства, — иным представителем), а также понятыми. Копия протокола вручается компании, предпринимателю или их представителю (ч. 4, 6 ст. 27.8 КоАП РФ).
Арбитражные суды расходятся во мнении относительно того, подпадает ли осмотр фасада здания под действия нормы ст. 27.8 КоАП РФ. Так, ФАС Западно-Сибирского округа, исходя из места размещения вывески на фасаде дома, указал на неприменение ст. 27.8 КоАП РФ, поскольку данная норма применяется только при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а фасад здания к ним не относится (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 № Ф04-6035/2007(37729-А46-29) по делу № А46-20363/2006).
Существует и противоположная практика: суды указывают на необходимость соблюдения требований ст. 27.8 КоАП РФ о присутствии представителей организации и понятых при осмотре фасада здания (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2013 по делу № А67-3046/2013, Определение ВАС РФ от 24.07.2014 № ВАС-9107/14 по делу № А40-142006/2013).
Акты прокурорского осмотра имеют особый статус
Следует учитывать, что предусмотренный ст. 27.8 КоАП РФ и описанный выше порядок неприменим, если дело об административном правонарушении по ст. 14.37 возбуждено прокурором по результатам проведенной им проверки.
Прокурор вправе провести проверку соблюдения законодательства в сфере размещения наружной рекламы и установки рекламных конструкций. По ее результатам составляется акт осмотра, в котором фиксируется факт выявленного нарушения. На этом основании прокурор возбуждает дело об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.37 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ), поэтому прокурор направляет заявление о привлечении нарушителя к административной ответственности в арбитражный суд.
В КоАП РФ, так же как и в Федеральном законе от 17.01.92 № 2202-1, нет перечня процессуальных документов, которые составляются в ходе проведения прокурорской проверки. Но акты осмотра рекламных конструкций составляются вне рамок производства по делу об административном правонарушении и не являются протоколами осмотра, предусмотренными ст. 27.8 КоАП РФ (постановление АС Северо-Кавказского округа от 24.12.2014 по делу № А32-2233/2014).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами (ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Перечень доказательств не является исчерпывающим, следовательно, доказательствами могут быть любые документы (материалы), на основании которых возможно установить обстоятельства, предусмотренные ст. 26.2 КоАП РФ, в том числе акт осмотра.
Таким образом, при составлении прокурором акта осмотра не подлежит применению порядок осмотра принадлежащих организации или предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, предусмотренный ст. 27.8 КоАП РФ, а сам акт осмотра рассматривается и оценивается судом наравне с иными доказательствами (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2014 по делу № А33-23364/2013).