Формально основания уплачивать транспортный налог в рассматриваемой ситуации у компании нет. Однако вероятность фискальных доначислений в данном случае высока, а шансы «отбить» их в судебном порядке минимальны. Расскажем подробнее.
Экскаватор подлежит государственной регистрации в Гостехнадзоре в течение десяти суток после его приобретения (п. 2 и 3 постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).
Плательщиками транспортного налога в общем случае признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ).
Как видим, обязанность по уплате транспортного налога ставится в НК РФ в прямую зависимость от постановки транспортного средства на учет. Это значит, что до момента государственной регистрации в органах Гостехнадзора выкупленный из лизинга экскаватор не может признаваться объектом налогообложения, а компания — плательщиком в отношении него транспортного налога. Однако не все так просто.
Зачастую недобросовестные владельцы транспортных средств специально затягивают с постановкой их на учет, чтобы уйти от налогообложения. Нет регистрации — нет и повода платить налог. Особенно успешно эта схема работает тогда, когда неучтенная техника эксплуатируется внутри организации. В этом случае факт ее использования в хозяйственной деятельности доказать достаточно трудно. Фискалы, естественно, в курсе подобных ухищрений, так что без судебных споров не обходится.
Судьи в данном вопросе налоговиков поддерживают. Яркий пример тому — постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 14341/11.
Инспекторы при проверке доначислили организации транспортный налог в отношении бульдозеров, тракторов, экскаваторов и автопогрузчиков, введенных в эксплуатацию, но не зарегистрированных в установленном порядке. Не согласившись с фискальным решением, компания обратилась в суд. Судьи всех трех инстанций пришли к выводу, что уклонение организации от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств в установленный постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 938 срок не освобождает ее от уплаты налога, пеней и штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ. Высшие арбитры с коллегами согласились. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 06.06.2014 по делу № А65-19000/2013 и Северо-Западного округа от 03.02.2014 по делу № А05-957/2013
Таким образом, в случае неуплаты организацией транспортного налога за 2014 г. велика вероятность возникновения претензий со стороны налоговиков.