Порядок возврата налогоплательщику или налоговому агенту излишне уплаченных (излишне перечисленных) сумм налогов в бюджет регулируется ст. 78 НК РФ.
Возврат излишне перечисленной налоговым агентом суммы налога на прибыль организаций производится налоговым органом по месту учета налогового агента по письменному заявлению налогового агента (подп. 2, 6, 14 ст. 78 НК РФ).
Данная позиция изложена, в частности, в письмах ФНС России от 10.01.2012 № АС-4-3/2@ и от 22.11.2013 № ГД-4-3/20983@.
Минфин России в письме от 20.01.2014 № 03-03-06/1/1398 и Президиум ВАС РФ в постановлении от 29.10.2013 № 7764/13 указывают на необходимость подтверждения налоговым органом факта излишнего удержания и перечисления налога в бюджет.
Данный факт устанавливается по итогам камеральной проверки представленного налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета уточненного налогового расчета сумм удержанного налога на прибыль.
При этом Президиум ВАС РФ в вышеупомянутом постановлении указал, что отсутствие такого уточненного налогового расчета лишает налоговый орган возможности осуществить проверку правильности заявленного налогоплательщиком требования, что, в свою очередь, является основанием для отказа налогового органа в удовлетворении указанного требования.
Кроме того, направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Президиум ВАС РФ указал, что требование налогоплательщика подлежит рассмотрению с привлечением к участию в деле наряду с налоговым органом, отказавшим в удовлетворении заявления налогоплательщика, также и налогового агента, и налогового органа по месту учета налогового агента.
Таким образом, разрешение подобного вопроса без участия налогового агента не представляется возможным. Внесудебное же урегулирование вопроса возможно только при условии представления налоговым агентом уточненного налогового расчета по налогу на прибыль организаций.
Вместе с тем у налоговых органов отсутствуют полномочия по понуждению налогового агента к представлению в налоговый орган уточненного налогового расчета по налогу на прибыль организаций.
Основанием для представления налоговым агентом в налоговый орган уточненного налогового расчета является обнаружение им, в частности, ошибок (искажений), которые привели к завышению суммы налога, подлежащей удержанию (п. 1 ст. 54, п. 6 ст. 81 НК РФ).
Под обнаружением ошибки (искажения) следует понимать вывод налогового агента о факте излишнего удержания и перечисления им налога, подтвержденный документами, имеющимися у налогового агента. Такими документами, например, могут являться документы, имеющиеся у налогоплательщика и подтверждающие его право на применение к сумме причитающихся ему дивидендов налоговой ставки 0%.
Таким образом, для внесудебного урегулирования вопроса представляется оптимальным обращение налогоплательщика к налоговому агенту с представлением в адрес последнего вышеупомянутого пакета документов.
Учитывая изложенное, в целях оптимизации процедуры возврата налога налогоплательщику следует не подавать в инспекцию заявление о возврате излишне удержанного налога, а инициировать процесс возврата налога в порядке, изложенном в письмах ФНС России от 10.01.2012 № АС-4-3/2@ и от 22.11.2013 № ГД-4-3/20983@.