Суммы оплаты, которые поступили упрощенцу от покупателей за товары, отгруженные в период применения ЕНВД, его доходами для целей применения УСН не признаются. Позиция чиновников и арбитражных судов по данному вопросу в пользу налогоплательщиков. Расскажем подробнее.
Доходами упрощенца являются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Реализацией товаров в общем случае признается передача на возмездной основе права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Компании на УСН применяют кассовый метод учета доходов и расходов. Это значит, что датой получения дохода в целях применения указанного спецрежима считается дата поступления денежных средств на счета в банках или в кассу налогоплательщика (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Налоговым кодексом не предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов при переходе с ЕНВД на «упрощенку». Однако такие правила прописаны для компаний, которые сменили общий режим налогообложения на УСН. Пунктом 1 ст. 346.25 НК РФ, в частности, установлено, что при переходе на УСН не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после такого перехода, если указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от «вмененной» деятельности.
Основываясь на вышеприведенных нормах, Минфин России в письме от 22.06.2007 № 03-11-04/2/169 пришел к выводу, что суммы дебиторской задолженности, образовавшиеся на дату перехода на УСН по деятельности, облагавшейся в рамках ЕНВД, при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу учитываться не должны.
В письме от 21.08.2013 № 03-11-06/2/34243 финансисты также разъяснили, что если переход права собственности на товары произошел в период применения ЕНВД, «запоздавшая» оплата не увеличивает налоговую базу упрощенца.
Арбитры позицию Минфина России разделяют. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 03.04.2006 по делу № А56-2051/2005 указал, что денежные средства, поступившие в счет оплаты работ, выполненных в период применения ЕНВД, не являлись выручкой от реализации, а были получены в счет погашения дебиторской задолженности. Поскольку «вмененный» налог до перехода на УСН компания платила исправно, арбитры применили принцип невозможности двойного налогообложения.