Гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации (ст. 33 Воздушного кодекса РФ).
Подлежащие государственной регистрации воздушные суда относятся к недвижимому имуществу (ст. 130 Гражданского кодекса РФ).
Собственные или арендуемые воздушные суда используются авиакомпаниями в равной мере как на территории РФ, так и за ее пределами (по составленным расписаниям и другим принятым на себя авиакомпаниями обязательствам, вытекающим из международных договоров РФ, в частности соглашений о международном воздушном сообщении, подписанных со значительным числом государств).
Поэтому определение воздушных судов в гражданском законодательстве РФ и других государств (включая международные конвенции и соглашения) в нормах, применяющихся к воздушным судам и регулирующих связанные с ними отношения (отношения собственности, арендные отношения), содержит не понятие «месторасположение» («местонахождение»), а понятие «место регистрации» или «национальная принадлежность» («национальность») воздушного судна (ст. 33 Воздушного кодекса РФ, ст. 17 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.).
Воздушные суда, арендуемые или взятые в лизинг российскими лицами у иностранных компаний, внесены в реестры соответствующих государств. В этих же реестрах зарегистрировано и право собственности на указанные суда.
Такая регистрация признается правилами Воздушного кодекса РФ.
В России государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение (ст. 131 ГК РФ). В соответствии с правилами регистрации при аренде российскими лицами воздушных судов, право собственности на которые принадлежит иностранцам и зарегистрировано в иностранных реестрах, в РФ может быть зарегистрировано лишь право аренды таких воздушных судов российскими арендаторами.
Таким образом, местонахождением воздушных судов, в том числе и воздушных судов, арендованных российскими авиакомпаниями у иностранцев, считается государство, в реестре которого зарегистрированы воздушное судно и право собственности на него и в котором применяется собственное налоговое законодательство с учетом международного законодательства об избежании двойного налогообложения.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ч. 1 ст. 357 НК РФ).
Следовательно, если воздушные суда не зарегистрированы на территории РФ, а имеются только договоры на право аренды судов, то транспортный налог взиматься не должен.
Если российский гражданин (собственник) проживает за пределами Российской Федерации и на него зарегистрировано воздушное судно на территории Российской Федерации, то он должен уплачивать налог по месту проживания (регистрации) в РФ, указанному в Свидетельстве о государственной регистрации воздушного судна.
Если иностранный гражданин не является резидентом РФ, то отсутствуют основания для государственной регистрации приобретенного воздушного средства на территории России, следовательно, нет оснований для уплаты налога.
Итак, транспортным налогом облагаются только зарегистрированные национальные воздушные суда. Причем налог уплачивается по месту нахождения (регистрации) собственника в России.