Президиум ВАС РФ в постановлении от 20.05.2014 № 2868/14 установил, что если в содержании акта нет конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды, то установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки.
Из постановления Правительства Иркутской области от 05.05.2014 № 239-пп, которым установлена новая кадастровая стоимость, следует, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с декабря 2013 г. Означает ли это, что при расчете налога за 2014 г. нужно брать новую кадастровую стоимость (7 млн руб.)? Или же при расчете налога за 2014 г. уже следует руководствоваться нормой ст. 391 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2015 г., согласно которой изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением изменения стоимости вследствие исправления технической ошибки или по решению комиссии по рассмотрению споров или решению суда?
Какую кадастровую стоимость следует применять при расчете налога за 2014 г.?
На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Закона № 135-ФЗ.
Согласно ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости, а также утверждает их результаты.
Пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества осуществляется в рамках законодательства Российской Федерации и связан с исправлением технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) или кадастровых ошибок (воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости) в государственном кадастре недвижимости в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Кроме того, пересмотр кадастровой стоимости может быть произведен в рамках законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также на основании вступившего в законную силу решения суда.
Ошибки в сведениях, в том числе о кадастровой стоимости, подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки, а также на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки, в том числе пересмотра кадастровой стоимости. Решение органа кадастрового учета об исправлении ошибки направляется правообладателю указанного объекта недвижимости и заинтересованным органам государственной власти.
Таким образом, указанные изменения о пересмотре кадастровой стоимости подлежат применению с даты исправления ошибки в кадастре на основании решения органа кадастрового учета, либо с даты, определенной комиссией или судом. При этом решения о пересмотре кадастровой стоимости могут иметь обратную силу.
Указанные изменения учитываются при налоговом администрировании налогов, налоговой базой по которым признается кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, в том числе про земельному налогу, в связи с чем изменять налоговые правоотношения в случае пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества для целей налогообложения не требуется.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Из вашего вопроса следует, что постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 № 2868/14 пересмотрены и утверждены обратным числом новые результаты кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. При этом установлено, что указанное постановление распространяется на правоотношения возникшие с декабря 2013 г.
Поэтому если указанным постановлением по состоянию на 1 января 2014 г. кадастровая стоимость в два раза уменьшена, то в рассматриваемом случае следует руководствоваться постановлением № 239-пп и ст. 5 НК РФ, применяя в качестве налоговой базы по земельному налогу за 2014 г. пересмотренную кадастровую стоимость.
Следовательно, при расчете земельного налога за 2014 г. должна применяться кадастровая стоимость в размере 7 млн руб.