В силу п. 2 ст. 11 НК РФ подразделение, которое территориально отделено от организации и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
По месту нахождения каждого из подразделений организация подлежит постановке на налоговый учет (п. 1 ст. 83 НК РФ). При этом в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ, если несколько обособленных подразделений организации расположены на территории г. Москвы, но подведомственны разным налоговым органам, у организации есть право выбрать одно подразделение для постановки на налоговый учет. Для этого следует направить уведомление о выборе инспекции по форме № 1-6-Учет (утверждена приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@) в налоговый орган по месту нахождения организации.
Согласно ст. 19 НК РФ обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.
Пунктом 7 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Таким образом, в общем случае организация обязана перечислять НДФЛ по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Является ли исключением ситуация, когда постановка на учет осуществляется по месту нахождения одного из обособленных подразделений организации? Минфин России считает, что является.
Так, в письме от 22.06.2012 № 03-04-06/3-174 финансисты разъяснили, что если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в г. Москве на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, определенного организацией, то налог на доходы физических лиц, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в г. Москве, может быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения. При этом платежное поручение нужно будет оформить отдельно на каждое обособленное подразделение, поскольку каждому обособленному подразделению организации, расположенному в г. Москве, присвоен отдельный КПП.
Между тем налоговые органы против такого подхода.
ФНС России в письме от 29.08.2012 № ЗН-4-1/14304@ разъяснила, что постановка на учет в одном территориальном налоговом органе обособленных подразделений, располагающихся на территории различных муниципальных образований г. Москвы, относящихся к подведомственности различных налоговых инспекций г. Москвы, является правомерной. В то же время при решении вопроса об уплате НДФЛ по месту нахождения одного из обособленных подразделений организации следует учитывать, что Законом г. Москвы от 07.12.2011 № 62 «О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено формирование доходов бюджетов городских округов в 2012 г. за счет отчислений НДФЛ по установленным нормативам. (Отметим, что аналогичные нормы содержит Закон г. Москвы от 19.11.2014 № 54 «О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».)
В связи с этим уплата НДФЛ по месту нахождения одного из обособленных подразделений организации применима только тогда, когда все обособленные подразделения организации находятся на территории не только одного субъекта Российской Федерации, но и одного муниципального образования внутри данного субъекта. При таких условиях суммы НДФЛ, удержанные с доходов работников всех обособленных подразделений, подлежат зачислению в один и тот же бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.
В случае если организация, имеющая обособленные подразделения на территории разных муниципальных (городских) округов г. Москвы, поставлена на учет в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, то перечисление НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в г. Москве, в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения приведет к неправомерному оттоку денежных средств из бюджетов муниципальных (городских) округов г. Москвы.
Во избежание указанных негативных последствий ФНС России в рассматриваемом письме рекомендует налоговым агентам руководствоваться положениями абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ и перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
C учетом вышеизложенного нельзя исключить риск возникновения претензий со стороны налоговых органов, в случае если общество будет уплачивать НДФЛ с суммы доходов работников обособленного подразделения по месту учета общества (по юридическому адресу).
Для определения уровня риска привлечения организации к налоговой ответственности в такой ситуации проанализируем сложившуюся по данному вопросу арбитражную практику.
По мнению Президиума ВАС РФ, Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ (постановление от 24.03.2009 № 14519/08). Следовательно, если организация ошибочно перечислит налог, удержанный с работника подразделения, не по месту нахождения этого подразделения (а, к примеру, по месту учета другого подразделения или головной организации, которое находится на территории этого же субъекта РФ), ответственность по ст. 123 НК РФ не возникает. Выводы высших арбитров поддерживают и контролирующие органы (письма Минфина России от 10.10.2014 № 03-04-06/51010, ФНС России от 02.08.2013 № БС-4-11/14009), и некоторые нижестоящие суды (постановления ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12, Северо-Западного округа от 14.03.2011 по делу № А05-4762/2010, от 20.10.2010 по делу № А66-15290/2009 (Определением ВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-16910/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Московского округа от 19.05.2010 № КА-А40/4516-10 и др.).
Финансовое и налоговое ведомства также указывают, что пени по ст. 75 НК РФ в данном случае не начисляются, поскольку они начисляются за нарушение срока, а не места уплаты налога (письма Минфина России от 10.10.2014 № 03-04-06/51010, ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@).
Суды приводят и такой аргумент в поддержку налогоплательщиков: налоговый орган, обнаружив у налогового агента недоимку и переплату по НДФЛ, возникшие в результате нарушения порядка перечисления налога, должен самостоятельно произвести зачет, руководствуясь п. 1 ст. 78 НК РФ, а не начислять пени на сумму недоимки (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 № А56-48850/2011, от 16.07.2012 № А44-4027/2011).