Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; далее - Закон об образовании). Дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям.
Как видим, Законом об образовании не исключено существование дошкольного учреждения, которое обеспечивает только содержание детей в детском саду без реализации образовательных программ. При этом только собственно образовательная деятельность по программам дошкольного образования, дополнительного образования детей подлежит лицензированию (п. 6 ст. 33 Закона об образовании).
Учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей, только за содержание в них ребенка (ст. 52.1 Закона об образовании).
Ограничения доли затрат, которую должна покрывать плата за содержание детей, установлены лишь для государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Кстати, и материальная поддержка родителей в виде компенсации им части родительской платы (в порядке, установленном субъектом Российской Федерации) предусмотрена ст. 52.2 Закона об образовании только при нахождении детей в государственных и муниципальных детских садах.
Об ограничении родительской платы и ее компенсации в случае содержания детей в дошкольных учреждениях иной формы собственности в Законе об образовании ничего не сказано.
По поводу освобождения от НДС услуг, оказываемых детскими дошкольными учреждениями, в ст. 149 НК РФ есть две разные нормы.
Одна из них касается услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ), а вторая - услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями воспитательного процесса (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).
При этом в п. 6 ст. 149 НК РФ сказано, что освобождение от НДС операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ, предоставляется при наличии соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что в случае, если операция, упомянутая в ст. 149 НК РФ, по закону является лицензируемой, она льготируется по НДС только при наличии лицензии.
Однако собственно содержание детей в детском саду (в отличие от реализации этим учреждением образовательных программ) лицензированию не подлежит.
Следовательно, если детский сад не занимается образовательной деятельностью, а только содержит детей, то родительская плата НДС не облагается на основании пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ - независимо от отсутствия у детского сада лицензии на образовательную деятельность. Такой аргумент в пользу организаций-налогоплательщиков, которые создали детские дошкольные учреждения для обеспечения социальных нужд своих работников, содержится в Постановлениях ФАС:
- Поволжского округа от 17.01.2007 № А55-33966/05, от 24.01.2007 № А72-4815/2006;
- Восточно-Сибирского округа от 12.09.2007 № А33-18221/06-Ф02-5491/07, № А33-18221/06-Ф02-5891/07;
- Московского округа от 31.10.2006 № КА-А40/10437-06;
- Уральского округа от 18.10.2006 № Ф09-9297/06-С2 по делу № А60-9327/06.