От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 ст. 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то указанная организация признается налоговым агентом (п. 2 ст. 275 и п. 1 ст. 24 НК РФ).
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Статьей 246 НК РФ установлен перечень плательщиков налога на прибыль организаций. При этом Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование в этом перечне отсутствуют.
Таким образом, в случае, если орган государственной власти или орган местного самоуправления, получая дивиденды по акциям, действует от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, являющихся собственниками таких ценных бумаг, то у акционерного общества обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет не возникает.
При этом вся сумма перечисленных акционерным обществом дивидендов должна поступить в бюджет Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Аналогичная позиция изложена в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98.