То обстоятельство, что компания нарушила сроки выплаты сотруднику в связи с его увольнением, в рассматриваемой ситуации большого значения иметь не будет. Однако сама по себе ситуация для работодателя достаточно непростая, и исход дела будет во многом зависеть от того, будет ли суд рассматривать спор с позиций трудового права или с позиций гражданского права. С позиций трудового права шансов на победу у работодателя практически нет. Поэтому компании надо постараться убедить суд в том, что повторно перечисленная работнику сумма представляет собой неосновательное обогащение в рамках гражданско-правовых отношений (ст. 1102 ГК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением трех случаев.
Первый случай — счетная ошибка. Однако тут судебная практика придерживается буквального толкования нормы и исходит из того, что счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как технические ошибки, в том числе технические ошибки, совершенные по вине работодателя, счетными не являются (Определение ВС РФ от 20.01.2012 № 59-В11-17). Эту позицию поддерживает и Роструд в письме от 01.10.2012 № 1286-6-1. Поэтому рассчитывать на то, что повторное перечисление денег работнику суд признает счетной ошибкой, не стоит.
Второй случай — если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ) — к описанной ситуации не применим.
И наконец, третий случай — если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом. Поскольку в рассматриваемом случае речь идет о бухгалтерской ошибке и очевидно, что работник не виноват, это основание также отпадает.
Кроме того, в ГК РФ помимо общей ст. 1102 есть еще п. 3 ст. 1109, согласно которому заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Выходит, что в рамках трудовых отношений оснований для возврата излишне перечисленных бывшему работнику денег попросту нет.
И все же шанс есть: работодатель может попытаться убедить суд в том, что повторное перечисление денег работнику производилось уже не в рамках трудовых отношений, а значит, нормы ТК РФ в данном случае неприменимы. Поскольку на момент повторного перечисления денежных средств бывшему работнику трудовой договор уже был расторгнут, а связанные с его исполнением обязательства по выплате всех причитающихся работнику сумм выполнены в тот момент, когда ему их перечислили в первый раз, то и трудовые отношения между работником и работодателем к этому моменту прекратились. Такую позицию занял Мытищинский городской суд в решении от 23.12.2014 по делу № 33-13301/2015, в котором компания оказалась в похожей ситуации, выплатив бывшей сотруднице причитающиеся при увольнении суммы дважды. В этом деле деньги были перечислены бывшей сотруднице повторно в результате программной ошибки.
Правда потом решение первой инстанции пересмотрела апелляция (Апелляционное определение Московского областного суда от 08.06.2015 по делу № 33-13301/2015), применив п. 3 ст. 1109 ГК РФ. Суд апелляционной инстанции посчитал, что обе выплаты производились в рамках трудовых отношений, подтверждением чему было назначение платежа — «расчет при увольнении».
Надо отметить, что помимо вопроса о том, были трудовые отношения между сторонами на момент повторного перечисления денег или нет, суд апелляционной инстанции в рамках дела № 33-13301/2015 рассмотрел также вопрос о том, было ли поведение бывшей работницы добросовестным. В этом деле свою роль сыграло то обстоятельство, что работница не видела и не подписывала расчетный листок при увольнении. В защиту своей позиции она сказала, что не знала точный размер выплаты, поэтому, получив деньги дважды, она посчитала, что это поощрение ее со стороны бывшего работодателя. Неизвестно, каким было бы решение суда, если бы работница подписала расчетный листок, однако есть основания полагать, что в таком случае у работодателя были бы шансы отстоять свою позицию в апелляции даже с учетом п. 3 ст. 1109 ГК РФ.