Изменить или расторгнуть госконтракт непросто, однако при соблюдении определенных условий сделать это возможно. Для этого необходимо, чтобы возможность вносить изменения в госконтракт или отказаться от госконтракта была предусмотрена им самим. Если такая возможность контрактом предусмотрена, необходимо соблюсти досудебный порядок: обратиться к заказчику с предложением об изменении условий госконтракта в связи с непредвиденным удорожанием оборудования и материалов со ссылкой на п. 6 ст. 709 ГК РФ. В случае отказа заказчика от изменений условий госконтракта подрядчик может обращаться в суд. В суде подрядчику нужно быть готовым доказать два факта: что цена на материалы и оборудование на самом деле существенно увеличилась и что подрядчик при заключении договора не мог ожидать такого увеличения.
Согласно п. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В пункте 19 этой же статьи указано, что подрядчик (исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Какой отсюда следует вывод? Расторжение договора по инициативе подрядчика (исполнителя) возможно по основаниям, предусмотренным ГК РФ, и только в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена самим госконтрактом.
В ГК РФ есть несколько оснований для расторжения договора подряда. Во-первых, это отказ от договора подряда в случаях, когда материалы либо оборудование должен предоставить заказчик, а он в свою очередь допускает связанные с этой обязанностью нарушения (п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 745 ГК РФ). Однако эти случаи отпадают, поскольку в рассматриваемой ситуации материалы и оборудование предоставляет подрядчик (исполнитель) и ни о каких нарушениях со стороны заказчика речи не идет.
Еще есть вариант воспользоваться правом на расторжение договора в судебном порядке, предусмотренном ст. 451 ГК РФ, которая позволяет расторгнуть договор в судебном порядке в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Однако на эту норму подрядчику тоже не стоит рассчитывать. Дело в том, что судебная практика исходит из того, что ухудшение экономической ситуации, финансовый кризис или просто падение курса валюты относятся к таким обстоятельствам, которые стороны, ведущие предпринимательскую деятельность, должны были предвидеть, вступая в договорные отношения (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 1074/10 по делу № А40-90259/08-28-767).
Что же остается делать подрядчику? Реально в сложившейся ситуации рассчитывать можно только на п. 6 ст. 709 ГК РФ. Согласно этой норме при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ.
Как показывает практика, чтобы п. 6 ст. 709 ГК РФ сработал, подрядчику необходимо досконально соблюсти указанные в нем требования. Речь идет о том, что подрядчику следует сначала предъявить заказчику требование об изменении цены контракта в связи с увеличением стоимости материалов и оборудования. И только потом, получив отказ, обращаться с соответствующими требованиями в суд.
На необходимость соблюдения досудебного порядка суды прямо указывают в своих решениях (см., например, решение Арбитражного суда Приморского края от 21.04.2014 по делу № А51-14396/2013, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 02.11.2010 по делу № А28-3447/2009, Дальневосточного округа от 04.10.2011 № Ф03-4675/2011 по делу № А59-5006/2010). Это требование вытекает из ст. 451 ГК РФ, к которой отсылает п. 6 ст. 709 ГК РФ: расторжение договора возможно, если стороны не смогли согласовать его изменение.
Из содержания абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ следует, что подрядчик должен доказать, во‑первых, факт существенного удорожания материалов и оборудования, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, а во‑вторых, что это удорожание нельзя было предусмотреть при заключении госконтракта.
Чтобы доказать, что удорожание материалов и оборудования было существенным, можно попробовать сослаться на п. 3 ст. 744 ГК РФ, согласно которому подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. Безусловно, серьзным аргументом для суда будет также то обстоятельство, что подрядчик выполняет работы себе в убыток.
Что касается второго подлежащего доказыванию обстоятельства — что подрядчик не мог ожидать роста цен на материалы и оборудование, то тут можно сослаться на письмо Минэкономразвития России от 04.12.2008 № Д05-5503. В этом письме министерство рекомендует заказчику по госконтракту ориентироваться на показатели прогнозного индекса дефлятора, который можно найти на сайте Минэкономразвития России (www.economy.gov.ru) в разделе «Прогноз экономического развития». Действительный уровень инфляции можно узнать на сайте Росстата (www.gks.ru) в разделе «Цены». Соответственно, есть основания считать, что на эти сведения может полагаться и подрядчик. И если реальный рост цен на материалы и оборудование окажется значительно выше прогнозируемого, подрядчик сможет доказать, что ожидать этого он не мог.