Согласие граждан на обнародование и использование их изображений действительно лучше получить, чтобы избежать неприятностей в будущем. Однако просить письменное согласие на фотосъемку у каждого посетителя необязательно — достаточно разместить информацию о том, что фотографии с мероприятия будут размещены на сайте компании и в рекламных буклетах, в пригласительных и табличках на мероприятии.
Согласно ст. 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в трех случаях. Первый случай: когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. Второй случай: изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. И наконец, третий случай: когда гражданин позировал за плату.
Если речь идет о публичном мероприятии, посвященном открытию магазина, то первый и третий случаи, когда закон разрешает обнародовать и использовать изображения граждан без их согласия, не подойдут. Вряд ли организаторы мероприятия планируют платить за фотографирование всем гостям мероприятия, а под публичными и общественными интересами судебная практика понимает совершенно конкретные ситуации. Так, публичный интерес имеет место, в частности, если гражданин, изображение которого обнародуется, является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни, в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым. Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли (п. 44 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», далее — постановление № 25).
Остается второй случай — когда изображение гражданина получено на публичном мероприятии. Это исключение как раз подходит под описанную ситуацию. Однако и тут есть важный нюанс: изображение гражданина не должно быть основным объектом использования. Как указывает Верховный суд РФ в п. 45 постановления № 25, изображение гражданина на фотографии, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан. И все же из этого разъяснения нельзя понять, будет ли портретное изображение гражданина, сделанное на публичном мероприятии, попадать под указанное исключение или компании необходимо получать согласие на съемку людей крупным планом. Кстати, в п. 7 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — постановление № 5/29) есть дополнительное условие: брать согласие на обнародование изображений гражданина, полученных на публичном мероприятии, не требуется, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.
Как лучше поступить компании? В пункте 46 постановления № 25 Верховный суд РФ разъяснил, что согласие на обнародование и использование изображения гражданина представляет собой сделку (ст. 153 ГК РФ). Форма согласия определяется общими правилами ГК РФ о форме сделки, которая может быть совершена в письменной или устной форме, а также путем совершения конклюдентных действий (ст. 158 ГК РФ). Таким конклюдентным действием может быть и факт посещения мероприятия, в описании которого было сказано, что на нем будет проводиться фотосъемка для публикации фотографий на сайте компании и в рекламных материалах. Поэтому в информационных сообщениях (в интернете, рекламных буклетах, рекламных роликах в СМИ) о грядущем мероприятии стоит указать о планируемой фотосъемке, а также разместить таблички на самом мероприятии.
Есть еще один важный момент: Верховный суд РФ поясняет, что если согласие на обнародование и использование изображения было дано в устной форме либо путем совершения конклюдентных действий, таким согласием охватывается использование изображения в том объеме и в тех целях, которые явствуют из обстановки, в которой оно совершалось (п. 47 постановления № 25). Иными словами, компании стоит конкретизировать, каким образом и на какой срок планируется обнародование и использование фотографий с мероприятия.
Какая ответственность грозит компании за неправомерное использование изображений граждан? Упомянутый выше п. 7 постановления № 5/29 устанавливает, что право на обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина не является исключительным правом в смысле положений части четвертой ГК РФ, следовательно, в случае нарушения указанного права могут быть применены лишь способы защиты, установленные ст. 12 ГК РФ. Это значит, что компанию, неправомерно обнародовавшую изображение гражданина, могут обязать удалить изображение со всех возможных ресурсов (п. 3 ст. 152.1 ГК РФ), запретить его использование в будущем и выплатить компенсацию морального вреда. Нельзя сказать, что эти меры представляют большую угрозу для компании, ведь размеры компенсаций по искам о возмещении вреда, как правило, небольшие. Однако не стоит забывать про такую меру, как изъятие и уничтожение носителей, содержащих изображение гражданина, предусмотренную п. 2 ст. 152.1 ГК РФ (см., например, апелляционные определения Московского областного суда от 30.06.2014 по делу № 33-14128/2014, Свердловского областного суда от 16.05.2014 по делу № 33-6264/2014).