Прежде всего, аутстаффинг не нужно путать с аутсорсингом. Аутсорсинг — это предоставление услуг, тогда как аутстаффинг — это предоставление персонала. На аутсорсинг передаются какие-то функции компании. К примеру, компания может договориться со специализированной фирмой о том, что эта фирма будет оказывать ей услуги по ведению бухучета. Да, эта фирма будет поручать своим сотрудникам-бухгалтерам выполнять функции в интересах заказчика, но это будет все же предоставление услуг, а не предоставление персонала. Прежде всего потому, что компания рассчитывает на конечный результат, а какими средствами этот результат будет достигнут и какие работники при этом будут задействованы, ее не волнует. Важно при этом, чтобы из договора вытекало, что фирма оказывает услуги по бухучету, а не предоставляет специалистов, которые работают под контролем заказчика. Другими примерами аутсорсинга являются клининговые услуги и юридическое сопровождение деятельности компании. Понятие аутсорсинга раскрывалось и в судебной практике: «Аутсорсинг — это передача неключевых функций организации внешним исполнителям. Договор аутсорсинга является договором оказания услуг, во исполнение которого внешняя организация принимает на себя исполнение отдельных функций организации-заказчика, не связанных с основным производством (организация бухгалтерского учета, техническое обслуживание помещений заказчика и т.п.)» (постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.2012 по делу № А55-17704/2011).
А вот при аутстаффинге компанию-клиента интересует именно персонал, который будет выполнять различные функции по ее указанию. И в вопросе речь идет скорее об аутстаффинге, чем об аутсорсинге (эти понятия часто смешивают и путают), потому что вряд ли компания, которая занимается рекрутингом, может предоставлять услуги по разгрузке-загрузке вагонов.
Итак, речь идет не о предоставлении услуг (аутсорсинге), а о предоставлении заемного труда (аутстаффинге).
С 1 января 2016 г. в ТК РФ действует новая ст. 56.1, которая запрещает заемный труд (аутстаффинг). Под заемным понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника. Правда, запрет не абсолютный — просто теперь порядок предоставления персонала другим компаниям подробно регламентирован. Теперь такой деятельностью вправе заниматься только специально аккредитованные организации — частные агентства занятости.
В Законе РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) появилась ст. 18.1, которая вводит понятие деятельности по предоставлению труда работников (персонала) и подробно регулирует деятельность частных агентств занятости. Предоставление труда работников — это направление временно работодателем (направляющей стороной) своих работников с их согласия к физическому или юридическому лицу, не являющемуся работодателем данных работников (к принимающей стороне), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
Чтобы начать работу, частные агентства занятости должны пройти аккредитацию. Требования для аккредитации установлены в п. 6 ст. 18.1 Закона о занятости:
1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн руб.;
2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
3) наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в РФ не менее двух лет за последние три года;
4) отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.
Порядок аккредитации частных агентств занятости установлен постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1165 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)», которое действует с 1 января 2016 г.
Без аккредитации персонал смогут предоставлять только компании, входящие друг с другом в одну группу (юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне; юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества; юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной).
Иными словами, чтобы рекрутинговая компания смогла продолжить предоставлять персонал своим клиентам, ей придется пройти аккредитацию. Создание новой компании не поможет обойти требования закона.
Помимо обязанности пройти аккредитацию, есть еще ряд требований. Причем это скорее не требования, а ограничения — персонал можно предоставлять лишь на ограниченный период времени. Как следует из п. 2, 3 ч. 2 ст. 341.2 ТК РФ, это можно делать в двух случаях:
-
для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы;
-
для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.
Что касается ответственности за нарушение требований, предъявляемых к частным агентствам занятости, то, вероятнее всего, компанию, незаконно предоставляющую персонал, ждет штраф по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Кстати, на сайте Роструда (www.rostrud.ru) есть реестр частных агентств занятости, которые уже аккредитованы.