Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что Налоговый кодекс не может разрешать или запрещать работодателю производить какие-либо расходы в пользу работника. Компенсация расходов работника на отдых возможна и в настоящее время и производится исключительно по желанию работодателя. Поправки же, о которых идет речь в вопросе, направлены на стимулирование работодателя нести подобные расходы. Суть их заключается в том, чтобы позволить работодателю включать компенсируемые работнику суммы в состав расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, а следовательно, и сумму налога, уплачиваемого в бюджет.
Однако данные поправки пока еще не являются действующими, их только предлагается внести в Налоговый кодекс. Соответствующий законопроект (№ 871036-6 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») был представлен группой депутатов в Госдуму в августе прошлого года. Изначально он предусматривал возможность учета в составе расходов затрат на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории России, оказанных работнику и членам его семьи по договору о реализации туристского продукта, в размере не более 50 000 руб. на человека. Но позже законопроект был переработан по замечаниям Правительства РФ. Новый вариант документа содержит еще одно ограничение размера учитываемых расходов: общая сумма таких расходов (в пределах 50 000 руб. на человека) в совокупности с расходами по договорам добровольного личного страхования и договорам на оказание медицинских услуг не может превышать 6% от расходов на оплату труда. Понятно, что в случае введения в действие этих норм реальный размер возмещаемых работнику расходов на оплату отдыха, скорее всего, будет определяться работодателями именно с учетом этих ограничений. И если расходы на оплату труда в компании незначительны, размер возмещения может оказаться существенно ниже 50 000 руб. на человека.
Новый вариант законопроекта представлен в Госдуму 24 февраля 2016 г. и пока не прошел даже первое чтение.
Теперь что касается компенсации затрат работника на отдых через налоговую инспекцию.
Минкультуры России, выполняя поручение Председателя Правительства РФ от 21.05.2013 № ДМ-П44-3336, в мае 2014 г. разработало проект федерального закона «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Им предлагается предоставлять физическим лицам социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме, уплаченной за услуги по организации туризма и отдыха на территории России в соответствии с договором о реализации туристского продукта за себя и членов своей семьи, но не более 50 000 руб. на человека. То есть речь идет не о компенсации затрат на отдых, а об уменьшении налоговой базы по НДФЛ на сумму расходов на отдых и возврате части уплаченной в бюджет суммы налога. Это значит, что работник получает право на возврат из бюджета НДФЛ по ставке 13% от суммы реально понесенных расходов на отдых в пределах 50 000 руб. на человека. Соответственно, максимально возможная сумма возврата составляет 6500 руб. на человека (50 000 руб. х 13%).
Отметим, что данный законопроект в Госдуму не поступал. С 3 по 11 июля 2014 г. на едином портале правовой информации была проведена его антикоррупционная экспертиза, а 16 июля 2014 г. получено отрицательное заключение на него по результатам проведения оценки регулирующего воздействия. В заключении были высказаны сомнения по поводу того, что при современном состоянии отрасли предлагаемые нововведения способны привести к существенному росту спроса на услуги внутреннего туризма и, следовательно, к увеличению объема налоговых поступлений в бюджет.
Итак, указанные в вопросе поправки — это лишь планы по компенсации затрат работников на отдых в России. И пока неизвестно, будут ли они воплощены в законодательной форме.