Ольга Молочникова, г. Томск
Правила игры
Право определить налоги расчетным методом налоговикам дает подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Инспекторы могут рассчитать налоги, основываясь на той информации, которая у них есть о плательщике либо аналогичных фирмах, в следующих случаях:
-
плательщик отказывается допустить инспектора на свою территорию для осмотра производственных, складских и иных помещений;
-
не представляет документы, необходимые для расчета налогов, более двух месяцев (Определение ВС РФ от 25.01.2016 № 302-КГ15-17939);
-
не ведет учет доходов и расходов, объектов налогообложения либо делает это с нарушением установленного порядка, который привел к невозможности исчислить налоги.
Как видим, рассматриваемый случай подпадает под действие подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.
В ситуации когда у инспекции нет сомнений в реальности хозяйственных операций, она обязана не только рассчитать доходы, но и определить расходы (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Об этом сказано в письме ФНС России от 31.12.2015 № ЕД‑4-2/23367@. Например, поставка товара реально была, а вот его стоимость оказалась завышенной. Это часто происходит при создании цепочки посредников, которые при перепродаже от изготовителя до конечного покупателя искусственно «накручивают» цену, и в результате товар начинает стоить в несколько раз дороже.
Инспектор обязан рассчитать расходы на покупку товара исходя из данных о налогоплательщике или аналогичных фирмах. Например, если ранее компания напрямую покупала сырье у завода или импортера, налоговики будут использовать данные прошлых периодов. Также они могут выяснить, за сколько товар продали первому посреднику, и при расчете базы по налогам ориентироваться на эту цену.
Главное в этой ситуации — доказанность факта операции (купли-продажи, поставки и проч.). При этом налоговики должны учесть и другие расходы налогоплательщика: на транспортировку товара, хранение, сертификацию и т. п. (решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2012 № А40-134399/11).
Обратите внимание: подавать уточненки, чтобы в них отразить скорректированные обязательства, не нужно, так как при завышении расходов, выявленном инспекцией, ни о какой корректировке налоговой базы и уплаченных налогов речи быть не может.
Если налогоплательщик будет оспаривать такие доначисления, то ему нужно учесть следующее. Суды в этом случае идут по пути, указанному в п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. А именно, они обязаны определить объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции. Таким образом, Пленум дал предписание судам воссоздавать реальные операции и применять к ним соответствующие налоговые последствия (постановление ФАС Московского округа от 08.02.2013 № А40-54652/12-99-310).
Отметим, что расчетный метод вообще не применим к вычетам по НДС (абз. 7 п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Дело в том, что вычет имеет особый порядок регулирования и возможен только при наличии счетов-фактур. Поэтому по НДС последует полный либо частичный отказ в вычетах. В качестве аргумента инспекторы могут сослаться на получение обществом необоснованной налоговой выгоды в результате работы с недобросовестными контрагентами.
Если налоговый орган в результате выездной проверки пришел к выводу, что хозяйственные операции нереальны, снял расходы и доначислил налоги на этом основании, то расчетный метод он применять не вправе. Например, компания заказала консультационные услуги. Но доказать факт того, что они имели место в действительности, не смогла. В этом случае, по мнению контролеров, налицо создание формального документооборота, получение необоснованной налоговой выгоды за счет увеличения расходов и вычетов по НДС. Последствиями данного вывода является отказ инспекции в принятии расходов и отказ в вычетах.
Поэтому само по себе исключение инспекцией расходов из состава затрат при исчислении базы по налогу на прибыль, а также соответствующих вычетов по НДС по сделкам со спорными контрагентами не означает применение инспекцией расчетного метода (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.12.2013 № А75-4783/2011).
Как правильно считать
На практике вопросы вызывает не только правомерность применения расчетного метода инспекциями, но и корректность проводимого ими расчета. Так, расчет будет правомерен, если он проведен по данным выписок о движениях денежных средств по расчетным счетам, ведомостям по кассе, документам, полученным от контрагентов (Определение ВС РФ от 10.02.2016 № 309-КГ15-19218).
И наконец, если нет данных о проверяемой компании, то в расчете не могут участвовать сведения о любых других плательщиках. Сравнивать можно только те компании, которые обладают по отношению к проверяемому плательщику аналогичными, то есть максимально приближенными экономическими характеристиками, влияющими на формирование облагаемой базы (Определение КС РФ от 29.09.2015 № 1844-О, письмо ФНС России от 24.12.2015 № СА‑4-7/22683@).