Проводя контроль таможенной стоимости товаров до их выпуска для внутреннего потребления на территории России, таможенники могут обнаружить признаки недостоверности или недостаточной подтвержденности задекларированных сведений о таможенной стоимости. Тогда таможенный орган проводит дополнительную проверку на основании ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).
При этом у организации-декларанта могут запросить дополнительные документы и установить срок для их представления (п. 3 ст. 69 ТК ТС).
Если дополнительная проверка таможенной стоимости не укладывается в сроки, установленные ст. 196 ТК ТС для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии с п. 5 ст. 88 ТК ТС (п. 2 ст. 69 ТК ТС). Одним из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов является залог имущества декларанта, включая залог денежных средств (п. 1 ст. 86 ТК ТС, ст. 140 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 336 ГК РФ). То есть уплаченная на таможне в рассматриваемой ситуации дополнительная сумма как раз представляет собой сумму денежного залога.
Внесение денежного залога таможенники подтверждают выдачей таможенной расписки. В случае проведения таможенным органом дополнительной проверки таможенной стоимости товаров такая расписка оформляется на сумму внесенного денежного залога без осуществления расчета суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и заполнения добавочных листов. Сведения о сумме денежного залога указываются на основном листе таможенной расписки (п. 5 и 8 Инструкции о порядке использования таможенной расписки, утвержденной приказом ФТС России от 02.06.2011 № 1176).
Если декларант не представит в срок запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении (п. 4 ст. 69 ТК ТС).
Согласно ст. 334 ГК РФ право собственности на предмет залога не переходит к залогодержателю до принятия законного решения о таком переходе. Следовательно, до принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости и, соответственно, увеличения сумм таможенных платежей сумма удержанного таможней денежного залога не является таможенным платежом и не признается расходом ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете декларанта (п. 2, 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации», ст. 252, п. 32 ст. 270 НК РФ).
Сумма выданного обеспечения исполнения обязательств учитывается на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» (Инструкция по применению Плана счетов).
Таким образом, при уплате на таможне денежного залога делаются проводки:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 50 «Касса» (51 «Расчетные счета»)
— уплачена сумма денежного залога;
Дебет 009
— отражена сумма выданного обеспечения обязательства.
Если по результатам дополнительной проверки таможенным органом принято решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, то производится возврат (зачет) сумм обеспечения в соответствии со ст. 90 ТК ТС (п. 5 ст. 69 ТК ТС). При этом организация делает проводки:
Кредит 009
— списана сумма выданного обеспечения обязательства (на дату принятия решения таможенным органом);
Дебет 50 (51) Кредит 76
— получена обратно сумма денежного залога.
Если организация в установленный срок не представила затребованные документы либо они не устроили таможенников, то на дату принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости нужно начислить дополнительные таможенные платежи и зачесть их в счет суммы денежного залога.
К таможенным платежам, величина которых может зависеть от размера таможенной стоимости товара, относятся таможенные пошлины, ввозные НДС и акцизы.
Если стоимость товаров на момент принятия таможенным органом решения еще не сформирована, то сумма дополнительной таможенной пошлины:
— в бухгалтерском учете включается в стоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»);
— в налоговом учете в зависимости от учетной политики либо относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), либо включается в стоимость товара (п. 2 ст. 254, ст. 320 НК РФ).
Если стоимость товаров на момент принятия решения уже сформирована, то сумма дополнительной таможенной пошлины:
— в бухгалтерском учете в зависимости от учетной политики относится в расходы на продажу или в прочие расходы (п. 5, 11 ПБУ 10/99);
— в налоговом учете относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
При этом делаются проводки:
Кредит 009
— списана сумма выданного обеспечения обязательства;
Дебет 41 «Товары» Кредит 76
— начислена дополнительная пошлина (с включением в стоимость товара) с зачетом денежного залога;
Дебет 44 «Расходы на продажу» (91-2 «Прочие расходы») Кредит 76
— начислена дополнительная пошлина (без включения в стоимость товара) с зачетом денежного залога;
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»
— начислен дополнительный ввозной НДС;
Дебет 68 Кредит 76
— сумма денежного залога зачтена в счет доплаты НДС.