Вопрос с сайта www.eg.online.ru
В данной ситуации шансы компании взыскать с работника излишне уплаченные отпускные невелики. С большой вероятностью суд поддержит работника, даже несмотря на то, что тот использовал отпуск авансом.
Как это происходит на практике? Предположим, работник устроился на работу в компанию 1 ноября 2015 г. В таком случае его отпускной период завершится 31 октября 2016 г. Если работник отправился в отпуск с 1 мая 2016 г. на 28 дней, а по возвращении уволился, то он не доработал до окончания отпускного периода примерно пять месяцев. Соответственно, ему были излишне перечислены деньги за 12 дней (примерная схема такая: 28 дней ежегодного отпуска нужно разделить на 12 месяцев отпускного периода и умножить получившееся число (количество отпускных дней, причитающееся на каждый отработанный месяц) на количество не отработанных в данном отпускном периоде месяцев, в рассматриваемом случае — на пять). Можно ли потребовать от работника вернуть эту сумму?
Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Иными словами, удержать деньги из заработной платы можно, но речь в этой норме идет именно об удержании — то есть ситуации, когда работодатель должен выплатить работнику какую-то часть его заработной платы. А вот если работник уже получил зарплату за все отработанное им время и работодатель ничего не должен ему, то потребовать возвратить излишне уплаченные суммы нельзя. Об этом говорит ч. 4 ст. 137 ТК РФ: заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки, если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда, а также если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом. Поскольку ни одно из перечисленных условий для взыскания заработной платы работника в данной ситуации не соблюдается, то и оснований для взыскания нет.
Кроме того, подп. 3 ст. 1109 ГК РФ также установлены ограничения для возврата в виде неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Такой позиции придерживается и Верховный суд РФ. Так, в одном деле (Определение Верховного суда РФ от 29.08.2014 № 70-КГ14-4) работница отгуляла ежегодный оплачиваемый отпуск полностью, а затем уволилась, не отработав до конца отпускного периода. При увольнении работодатель произвел удержание той части заработной платы, которую не выплатили работнице, однако этих средств все равно было недостаточно, чтобы компенсировать излишне выплаченные отпускные. Тогда работодатель обратился в суд с иском о взыскании оставшихся у работницы излишне выплаченных отпускных.
Суды первой и апелляционной инстанций требования работодателя удовлетворили, а вот кассация решила иначе. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ пришла к выводу, что нормы трудового законодательства не содержат оснований для взыскания суммы задолженности в судебном порядке с работника, использовавшего отпуск авансом, если работодатель фактически при расчете не смог произвести удержание за неотработанные дни отпуска вследствие недостаточности сумм, причитающихся при расчете. Этот вывод содержится и в п. 5 Обзора судебной практики Верховного суда РФ за III квартал 2013 г., утв. Президиумом Верховного суда РФ 05.02.2014.
Безусловно, с позиций работодателя такая практика выглядит не вполне справедливой — работник, планируя увольнение, берет отпуск авансом и сознательно причиняет работодателю ущерб. Поэтому он, по мнению работодателя, должен понести материальную ответственность. Однако суды стоят на позиции работника и считают, что вины работника в том, что он уволился до завершения отпускного периода, нет, а значит, и нормы о материальной ответственности в данном случае не работают (см., также Апелляционные определения Новосибирского областного суда от 09.02.2016 по делу № 33-1022/2016, Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 03.02.2016 по делу № 33-563/2016, Московского городского суда от 02.06.2015 по делу № 33-18724/2015).
Что может предпринять работодатель?
Вероятнее всего, совсем избежать расходов не получится, однако можно попробовать хотя бы уменьшить их размер. Для этого необходимо следить за тем, чтобы работники планировали график отпусков ближе к окончанию их отпускного периода или, по крайней мере, договариваться с ними о разделении отпуска на две части — одну часть отпуска работник может использовать тогда, когда это удобно ему, а вторую — ближе к окончанию его отпускного периода. Правда, необходимо иметь в виду, что некоторые категории работников могут сами распоряжаться датами отпуска (ч. 4 ст. 123 ТК РФ).
Кроме того, нельзя исключать вариант, что работник сам возвратит деньги компании. Причем, если работник сам перечислит работодателю деньги, а потом попытается через суд потребовать их обратно (например, узнав от знакомых, что если бы он оставил их себе, суд встал бы на его сторону), в иске ему откажут (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.04.2016 № 33-8289/2016).