Начнем с систем автоматического пожаротушения. На наш взгляд, оснований для увеличения первоначальной стоимости здания в данном случае нет. Объясним почему.
Согласно ОК 013—94(ОКОФ), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359, приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к отдельному виду основных средств (код 14 3319000). В Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, данные системы также выделены в отдельный объект. Они отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.
Срок полезного использования основного средства компания определяет самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств (п. 1 ст. 258 НК РФ). Раз для системы пожаротушения Классификацией основных средств установлен свой срок службы, компания имеет право учитывать такие объекты отдельно от самого здания.
Однако на практике налоговые органы с такой точкой зрения не соглашаются. Примером может служить спор, рассмотренный ФАС Московского округа в постановлении от 16.09.2011 № А40-130812/10-127-755. Вот в чем он заключался.
Компания построила здание. При формировании его первоначальной стоимости она не включила в нее расходы на установку систем пожаротушения. Такой объект был учтен на счете 01 «Основные средства» обособленно.
По мнению проверяющих, данные системы не являются отдельными конструктивно обособленными предметами, а представляют собой неотъемлемую часть здания. Здание и установленные в нем системы являются неделимой частью и рассматривается в качестве одной вещи (сложной вещи). В качестве вещи-принадлежности без основной вещи — здания все указанные системы не могут выполнять свои функции самостоятельно. Следовательно, системы пожаротушения должны учитываться и амортизироваться в общей стоимости здания.
Таким образом, налоговики пришли к выводу, что компания неправомерно разделила единый объект основных средств на составляющие при постановке на счет 01 «Основные средства». Из-за этого был неправильно применен срок амортизации к данным объектам, что привело к неправомерному увеличению расходов.
Однако суд не согласился с налоговиками и отметил их решение. Арбитры указали, что спорные объекты имели сроки полезного использования, существенно отличные от здания, на котором были монтированы. Исходя из их назначения и конструктивного строения, они являлись самостоятельными объектами основных средств, так как без ущерба для здания могли быть демонтированы, переоборудованы, переустановлены, подвергнуты отдельным, не касающимся здания в целом воздействиям (модернизации, ремонту и т. д.). Кроме того, система пожаротушения использовалась для осуществления специальной, только ей присущей функции.
По мнению суда, из п. 1 ст. 258 НК РФ прямо следует, что срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств. Каких-либо конкретных предписаний в части определения как сроков, так и порядка отнесения конкретного имущества к той или иной группе объектов основных средств Налоговый кодекс не содержит. В связи с этим суд посчитал неправомерным подход налогового органа по корректировке порядка учета спорного имущества в целях исчисления амортизации.
Также нет оснований для включения в первоначальную стоимость здания и расходов на приобретение и установку систем видеонаблюдения. Аргументация здесь будет точно такая же, как и для систем пожаротушения. Ведь согласно Классификации основных средств системы видеонаблюдения включаются в класс «Аппаратура теле- и радиоприемная» с кодом по ОКОФ 14 3220000 и входят в четвертую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.
Следует отметить, что при отражении в налоговом учете систем видеонаблюдения существует еще одна проблема: можно ли данную систему учитывать по частям (отдельно камера, отдельно мониторы, отдельно компьютеры и т. д.) или же следует сформировать единый объект? Сразу скажем, универсального решения для этого вопроса на сегодняшний день нет.
Анализ арбитражной практики показывает, что налоговики на местах стремятся доказать, что указанные системы могут функционировать только в полной сборке, отдельные их элементы самостоятельного значения не имеют, потому эти системы должны учитываться как единое основное средство, стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Некоторые суды поддерживают такой подход (см., например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 № А07-6133/2011). Принимая решения в пользу налоговиков, арбитры указывают следующее.
Согласно п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Им признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Приобретенное и смонтированное оборудование служит для наблюдения, записывания и воспроизведения внешней информации. В целях начала работы оборудование требует технического монтажа в качестве единого комплекса (системы). Поэтому спорная видеоаппаратура представляет собой обособленный комплекс нескольких предметов одного назначения, имеющий общие технические приспособления и соединения, общее управление. Следовательно, она должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете как единый объект основных средств.
Но есть судебные решения, в которых организациям удалось доказать, что элементы системы видеонаблюдения совершенно самостоятельны и могут использоваться не только в разных комплектациях, но и вообще отдельно. Поэтому они должны рассматриваться как отдельные объекты учета, и если их стоимость не превышает 100 000 руб., то она должна списываться единовременно.
Данные выводы суды аргументируют следующим образом. Система видеонаблюдения пригодна для монтажа в различной комплектации. Отдельные ее элементы легко заменяются и могут функционировать на произвольном расстоянии друг от друга в зависимости от способа подключения. Так как сроки службы отдельных частей системы видеонаблюдения существенно отличаются, то каждый элемент должен учитываться как самостоятельный инвентарный объект. Стоимость каждого объекта, входящего в систему видеонаблюдения, в отдельности менее установленного лимита для признания имущества амортизируемым. Поэтому на расходы можно единовременно списать стоимость каждого объекта (постановления ФАС Поволжского округа от 09.10.2012 № А65-30918/2011, Северо-Западного округа от 24.10.2011 № А05-11812/2010).
На наш взгляд, при принятии решения об учете систем видеонаблюдения целесообразно руководствоваться принципом, изложенным в постановлении АС Поволжского округа от 01.07.2015 № А55-5190/2014 (Определением ВС РФ от 07.10.2015 № 306-КГ15-13406 отказано в передаче данного дела для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ). Он заключается в следующем: если изъятие какого-то элемента системы приведет к невозможности ее функционирования, то этот элемент является неотъемлемой частью данной системы и не должен учитываться отдельно.