Для начала отметим, что федеральный закон о крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ), зарегистрированных в форме юридических лиц, пока не принят. Поэтому правовое положение КФХ-организаций недостаточно урегулировано. Приходится опираться лишь на малочисленные нормы Гражданского кодекса РФ.
Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).
Причем согласно п. 5 ст. 23 ГК РФ главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В пункте 3 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) определено, что под индивидуальными предпринимателями в целях данного закона понимаются:
— физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Такие лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Федеральным законом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;
— главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Причем в законе не говорится, что глава КФХ в целях применения закона должен быть зарегистрирован как ИП.
В силу ч. 2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому виду страхования определяется по формуле:
Взносы, уплачиваемые главой КФХ = Федеральный МРОТ на начало года × Тариф × 12 × Количество всех членов КФХ (включая главу КФХ).
Тариф определяется ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ. В настоящее время в отношении взносов для уплаты в ПФР он составляет 26%, а в отношении взносов для уплаты в ФФОМС — 5,1%.
Есть судебные решения, подтверждающие, что данный порядок уплаты главой КФХ страховых взносов за всех членов КФХ должен применяться в том числе и в случаях, когда крестьянское (фермерское) хозяйство зарегистрировано как юридическое лицо (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.04.2015 № Ф01-1218/2015, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 № А63-15989/2012).
Таким образом, страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере в рассматриваемой ситуации не должны уплачивать ни ваша организация (КФХ), ни ее учредители. За исключением учредителя — главы КФХ. Он должен уплачивать эти взносы со своего личного предпринимательского счета за себя и за всех остальных членов КФХ (включая учредителей организации КФХ). Соответственно, остальные учредители и позже принятые члены КФХ взносы за себя не уплачивают.
Сама организация (КФХ) упомянутые взносы в фиксированном размере у себя в бухгалтерском учете никак отражать не должна. А вот страховые взносы за наемных работников КФХ, не являющихся членами КФХ, организация должна начислять в бухгалтерском учете и уплачивать со своего расчетного счета.