Как следует из п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности (далее — Положение о лицензировании, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291) и п. 20 Административного регламента Росздравнадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (утв. приказом Минздрава России от 26.01.2015 № 21н), для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности соискателю необходимо представить в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие у него принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, а если такие права зарегистрированы в указанном реестре — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях. Это необходимо для того, чтобы подтвердить соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, в частности, требованию о наличии у него зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ и услуг (п. 4 Положения о лицензировании).
В отношении договоров аренды помещений в многоквартирном доме, заключенных с ТСЖ, действительно возникает много вопросов, прежде всего связанных с определением компетенции ТСЖ на заключение таких договоров. Вопросы возникают у различных органов, в том числе и у Росреестра. Поэтому неудивительно, что Росздравнадзору не хватило одного лишь договора аренды с ТСЖ, чтобы убедиться в том, что у соискателя лицензии действительно решен вопрос с помещением.
Например, в одном деле (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2010 по делу № А05-500/2010) ИП оспаривал отказ Росреестра в государственной регистрации договора аренды нежилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, заключенного с ТСЖ этого дома. Разрешая этот спор, суд указал, что основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в ст. 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о госрегистрации), согласно абз. 4 п. 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. При этом согласно п. 2 и 4 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. А согласно п. 2 ст. 23 Закона о госрегистрации государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Таким образом, закон не требует отдельной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество.
Статья 137 ЖК РФ наделяет ТСЖ правом предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме. Если в соответствии со своим уставом ТСЖ обладает компетенцией заключать договоры аренды имущества в многоквартирном доме (п. 2 ст. 135 ЖК РФ) и если за передачу помещения в аренду проголосовало более 2/3 собственников помещений в доме (п. 3 ч. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 46 ЖК РФ), значит, все законные требования к порядку заключения договора аренды помещения соблюдены. Чтобы это подтвердить, арендатору (соискателю лицензии), наряду с договором аренды, стоит представить в Росздравнадзор копию протокола общего собрания собственников, на котором принималось решение о заключении договора аренды. В протоколе также должно быть указано, что полномочия на заключение договора аренды помещения переданы ТСЖ (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2013 по делу № А27-15600/2012).
Надо отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» оснований отказа в предоставлении лицензии всего три, из которых к лицензированию медицинской деятельности применимы только два:
-
наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
-
установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Соответственно, если соискатель лицензии считает отказ Росздравнадзора незаконным, он может оспорить его в судебном порядке.