Предварительный договор может предусматривать заключение впоследствии двух основных договоров, законом это не запрещено. Однако в данном случае речь скорее всего идет не о предварительном, а об основном договоре, поскольку он содержит права и обязанности сторон по выполнению работ и передаче имущества. Что касается последовательного и взаимосвязанного исполнения обязательств, то оно предусмотрено ст. 327.1 ГК РФ.
Предварительный договор обязывает стороны только заключить основной
Предварительный договор представляет собой соглашение сторон заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором (п. 1 ст. 429 ГК РФ). Из буквального прочтения определения предварительного договора следует, что речь идет о заключении только одного основного договора, в вопросе же говорится о двух. В то же время законом не запрещено заключение предварительного договора, который содержит обязательство сторон в дальнейшем заключить два основных вместо одного. В силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вольны выбирать содержание не только основного, но и предварительного договора.
Одним из главных отличий предварительного договора от основного является то, что он не регулирует никакие другие права и обязанности сторон, кроме как обязанность заключить основной договор. В связи с этим единственный срок, который может быть установлен предварительным договором, — это срок заключения основного договора. Однако из формулировки вопроса следует, что стороны заключают договор, в котором предусмотрены обязанности гражданина, соответствующие существу договора подряда: разработать документацию и передать ее в определенный срок третьему лицу.
Несмотря на то что в предварительном договоре должны содержаться условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора (п. 3 ст. 429 ГК РФ), до заключения основного соглашения стороны этими обязанностями не связаны. Все, чего можно требовать в случае уклонения от заключения основного договора, — заключить его (п. 5 ст. 429, п. 4 ст. 445 ГК РФ), но потребовать передачи проектной документации или доли в уставном капитале уже не получится.
Для договора с отсрочкой исполнения предварительное соглашение не нужно
Если целью сторон является заключение именно предварительного договора, тогда его необходимо будет переформулировать таким образом, чтобы он обязывал стороны лишь заключить в будущем основные договоры на определенных условиях. Однако стоить помнить, что при нарушении условий такого договора санкции за невыполнение работ или непередачу имущества к сторонам применяться не будут. Кроме того, обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор (п. 6 ст. 429 ГК РФ).
Если же предварительный характер договора обусловлен только необходимостью отсрочки исполнения, то стороны вполне могут сразу заключить два основных договора — подряда и купли-продажи или же один смешанный, установив в нем (в них) требуемые сроки сдачи результата работ и сроки и условия передачи доли в уставном капитале организации (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
И при заключения двух отдельных, и при заключении одного смешанного договора стороны могут договориться, что исполнение какого-либо обязательства может быть обусловлено действиями другой стороны. В данном случае обязательство по передаче доли в уставном капитале ООО будет обусловлено действиями гражданина по разработке проектной документации и передаче прав на нее. Такая возможность предусмотрена ст. 327.1 ГК РФ, которая не так давно была введена Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ.
Судебное решение
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 02.03.2016 № Ф02-7539/2015 по делу № А78-14157/2014
Между двумя гражданами был заключен предварительный договор, по условиям которого они обязались в будущем заключить основной договор — купли-продажи акций. Стороны указали в договоре эмитента акций, которые будут предметом договора, их количество, вид, форму, регистрационный номер и номинал. Кроме того, стороны приняли на себя обязательство в течение пяти дней с момента выхода общества-эмитента из процедуры ликвидации принять все необходимые меры для оформления передаточного распоряжения на отчуждение акций, указанных в предварительном договоре, для регистрации договора в системе ведения реестра акционеров. Аналогичное соглашение было заключено и с другими акционерами данного общества-эмитента.
В марте 2014 г. было принято решение прекратить процедуру ликвидации общества, причем на голосовании присутствовал покупатель по договору, который проголосовал «за». Спустя семь месяцев, в октябре 2014 г., он направил контрагенту уведомление о необходимости исполнить предварительный договор. Поскольку контрагент никаких действий не предпринял, гражданин обратился в суд с иском о понуждении к заключению договора купли-продажи. Однако арбитражные суды трех инстанций в удовлетворении требований отказали в связи с тем, что стороны не совершили действий по заключению договора купли-продажи акций в определенный ими в предварительном договоре срок. При этом судьи приняли во внимание, что истец (потенциальный покупатель) был осведомлен о наступлении события, с которым стороны связывали возникновение обязанности заключить основной договор, однако не совершил необходимых действий, чтобы в оговоренный пятидневный срок заключить основной договор.