До конца 2016 г. основным документом, регулирующим порядок исчисления и уплаты страховых взносов, остается Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Конкретные виды обязательного социального страхования регламентируют следующие Законы:
— Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ);
— Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ);
— Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ).
Обязанность работодателя уплачивать страховые взносы с выплат иностранным гражданам определяется правовым статусом последних. Пункт 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает следующие категории иностранных граждан:
— постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;
— временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
— временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Общие правила уплаты взносов с выплат работникам-иностранцам
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в отношении выплат иностранным гражданам или лицам без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), и временно пребывающим, и временно проживающим на территории Российской Федерации, работодатель обязан исчислить вне зависимости от длительности трудовых отношений. В Пенсионный фонд РФ взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются по тарифу 22% в рамках предельной величины базы для начисления взносов в ПФР плюс 10% свыше предельной величины (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).
В Фонд социального страхования РФ взносы в отношении временно пребывающих иностранных граждан уплачиваются по тарифу, отличающемуся от общего тарифа в ФСС России (2,9%), — 1,8% (ч. 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). Это связано с тем, что данная категория иностранных граждан на территории РФ получила возможность стать участниками системы обязательного социального страхования в Российской Федерации и получать оплачиваемый больничный лист только с 1 января 2015 г. На практике оплата больничного зависит от работодателя: если работодатель (страхователь) в течение шести месяцев до наступления месяца, в котором заболел работник, уплачивал страховые взносы за такого гражданина, то гражданин может рассчитывать на оплачиваемый больничный (ч. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ).
Итак, если с временно пребывающим иностранцем заключен трудовой договор и такой работник предъявит работодателю листок временной нетрудоспособности, но работодатель уплачивал за него страховые взносы в ФСС России менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай, то у работодателя не возникает обязанности оплачивать такой больничный. Поскольку данный работник не получил права на пособие по временной нетрудоспособности. Только по истечении шести месяцев уплаты работодателем за такого работника взносов данный работник получает право на оплату больничного.
Рассчитывать пособие, которое полагается временно пребывающему иностранцу, необходимо в общем порядке, используя размер заработка за последние два года, облагаемого страховыми взносами в части ФСС России. Однако в данном случае заработка, с которого были бы уплачены взносы, у работника не будет. Ведь в 2014 и 2013 гг. его зарплата не облагалась взносами на обязательное социальное страхование.
В связи с этим, учитывая, что размер пособия такому работнику будет исчисляться исходя из МРОТ, в отношении начислений данным гражданам установлен пониженный тариф страховых взносов в ФСС России. Этот тариф применяется до тех пор, пока выплаты в пользу временно пребывающего иностранного работника не превысят предельный размер облагаемой базы.
Страховые взносы в ПФР и в ФСС России не начисляются на выплаты временно пребывающим высококвалифицированным специалистам (п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ, ч. 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).
Обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, не подлежат (ст. 10 Закона № 326-ФЗ).
Справочная информация, которая поможет сориентироваться в общих правилах уплаты страховых взносов в отношении работников — иностранцев, представлена в таблице.
Таблица. Общие правила уплаты страховых взносов с выплат иностранцам
Правовой статус иностранца |
ПФР |
ОМС |
ФСС |
Основание |
---|---|---|---|---|
Иностранные граждане, кроме высококвалифицированных специалистов |
||||
Постоянно проживающие |
+ |
+ |
+ |
Статья 7 Закона № 167-ФЗ, ст. 10 Закона № 326-ФЗ, ч. 1, 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ |
Временно проживающие |
+ |
+ |
+ |
|
Временно пребывающие |
+ |
– |
+ |
|
Высококвалифицированные специалисты |
||||
Постоянно проживающие |
+ |
– |
+ |
Статья 7 Закона № 167-ФЗ, ст. 10 Закона № 326-ФЗ, ст. 2 Закона № 255-ФЗ |
Временно проживающие |
+ |
– |
+ |
|
Временно пребывающие |
– |
– |
– |
Правила для взносов с выплат иностранцам — гражданам стран ЕАЭС
Исчисление и уплата страховых взносов в отношении граждан государств, с которыми заключены различного рода международные соглашения, является исключением из общих правил. При этом нормы Договора о Евразийском экономическом союзе сформулированы таким образом, что допускают разные варианты прочтения, и практика их применения оставалась неясной в части уплаты взносов на обязательное медицинское страхование за работников — граждан государств — членов ЕврАзЭС. В связи с чем Минтруд России часто вынужден давать разъяснения по данному вопросу. Попробуем разобраться, чем отличается порядок исчисления страховых взносов в отношении иностранцев из ЕврАзЭС.
Согласно ч. 4 ст. 1 Закона № 212-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом № 212-ФЗ, то применяются правила международного договора.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор). Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан (с 1 января 2015 г.) и Республика Армения (с 2 января 2015 г.). Кыргызская Республика вступила в ЕАЭС 12 августа 2015 г.
В соответствии с Договором социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора).
К социальному обеспечению (социальному страхованию), в частности, относятся:
— обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— обязательное медицинское страхование (п. 5 ст. 96 Договора).
Что касается пенсионного страхования, то в этой части применяется законодательство страны трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора). То есть в нашем случае России. Таким образом, с 1 января 2015 г. граждане Республики Беларусь и Республики Казахстан и с 2 января 2015 г. — граждане Республики Армения, с 12 августа 2015 г. — граждане Кыргызской Республики с первого дня работы на территории Российской Федерации независимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного социального страхования Российской Федерации, в том числе в системе обязательного медицинского страхования, наравне с гражданами Российской Федерации. Следовательно, работодатели должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы в соответствии с общими правилами, предусмотренными Законом № 212-ФЗ.
Работодатели должны уплачивать страховые взносы с выплат работникам — гражданам Кыргызской Республики в следующих размерах:
— в ПФР — 22%;
— в ФСС России — 2,9%;
— в ФФОМС — 5,1%.
Высококвалифицированные специалисты, временно пребывающие на территории России, страхованию не подлежат, и взносы на выплаты в их пользу не начисляются.
Учитывая, что Кыргызская Республика вступила в ЕАЭС 12 августа 2015 г., следует проверить исчисление взносов за предыдущий год.
По мнению Минтруда России, выплаты за август 2015 г. гражданам Кыргызской Республики, временно пребывающим и работающим по трудовым договорам на территории Российской Федерации, необходимо делить пропорционально периодам с 1 по 11 августа и с 12 по 31 августа.
Суммы, начисленные в период с 1 по 11 августа, облагаются взносами:
— в ПФР — 22% в рамках предельной базы, 10% — с суммы превышения;
— в ФСС России — 1,8%.
В ФФОМС взносы за этот период не уплачиваются.
Суммы, начисленные в период с 12 по 31 августа, облагаются взносами:
— в ПФР — 22% в рамках предельной базы, 10% — с суммы превышения;
— в ФСС России — 2,9% в рамках предельной базы, с сумм превышения взносы в ФСС России не уплачиваются;
— в ФФОМС — 5,1%.