Прежде чем переходить к вопросам представления декларации, разберемся с постановкой на учет по месту нахождения недвижимости.
Постановка на учет
Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения принадлежащих ей объектов недвижимости (п. 1 ст. 83 НК РФ). В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется налоговиками на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.
Порядок такой постановки утвержден приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н. Им предусмотрено, что налоговики в течение пяти рабочих дней со дня получения вышеуказанных сведений обязаны выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о постановке ее на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России. То есть постановка на учет по месту нахождения недвижимости осуществляется без участия компании.
Неполучение уведомления о постановке на учет может быть вызвано различными причинами (ошибкой в указании адреса компании, плохой работой почты и т.д.). Поэтому если у компании нет уведомления, это еще не значит, что она не поставлена на учет.
Таким образом, компании следует обратиться в налоговый орган, на подведомственной территории которого расположена недвижимость, и выяснить, состоит она там на учете или нет. Если не состоит, то компании нужно подать заявление в произвольной форме о постановке ее на учет (письмо ФНС России от 06.09.2013 № БС-4-11/16221).
Основания для представления одной декларации
В соответствии с п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество в отношении недвижимости, расположенной вне места нахождения организации, определяется отдельно. Согласно п. 1 ст. 386 НК РФ и п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 (далее — Порядок), декларация по налогу на имущество представляется:
— в отношении недвижимости, расположенной вне места нахождения организации, — в налоговый орган по месту нахождения недвижимости;
— по иному имуществу — в налоговый орган по месту нахождения организации.
Пунктом 1.6 Порядка предусмотрено, что декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду муниципального образования (ОКТМО). Но если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога на имущество в региональный бюджет без разбивки по муниципальным образованиям, одна декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ.
Таким образом, для представления декларации по всему имуществу, в том числе и расположенному в разных районах города, в налоговый орган по месту нахождения организации нужно иметь согласие налоговиков. Ни Налоговым кодексом, ни Порядком не установлено, каким образом должно осуществляться такое согласование. Как сказано в письме ФНС России от 06.04.2016 № БС-4-11/5944@ «О налоге на имущество организаций», согласование порядка представления одной декларации с налоговым органом субъекта РФ нужно производить ежегодно до начала очередного налогового периода, что связано, в частности, с возможностью изменения межбюджетного распределения налога в последующие финансовые годы. Таким образом, компания как сознательный налогоплательщик перед началом очередного года должна была сделать запрос в налоговую инспекцию о том, как нужно представлять декларации в очередном году.
Поскольку из текста вопроса следует, что с 2015 г. согласия регионального налогового органа на представление одной декларации по всему имуществу организации больше нет, она должна сдавать декларации в следующем порядке:
— декларацию по недвижимости, расположенной в другом районе города, — в налоговый орган по месту нахождения недвижимости;
— декларацию по остальному имуществу — в налоговый орган по месту нахождения организации.
Штрафные санкции
Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация должна состоять на учете в налоговом органе по месту нахождения недвижимости. Поскольку декларация за 2015 г. в этот налоговый орган в установленный срок представлена не была, компании может грозить штраф по ст. 119 НК РФ. В общем случае его размер составляет 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. В рассматриваемой ситуации налог уплачен в полном объеме. Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, данным в п. 18 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при отсутствии у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации, размер штрафа по ст. 119 НК РФ составляет 1000 руб. Таким образом, за непредставление декларации за 2015 г. в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимости компания может быть оштрафована на 1000 руб.
Обратите внимание, что компания не может сослаться на то, что она не имела возможности представить декларацию за 2015 г. в налоговый орган по месту нахождения недвижимости из-за того, что налоговики не направили ей уведомление о постановке на учет, в котором содержится КПП, необходимый для заполнения декларации. Судебная практика это подтверждает. Так, в постановлении от 18.06.2010 по делу № А42-8835/2009 ФАС Северо-Западного округа рассмотрел следующую ситуацию. Компания, расположенная в Архангельске, имела в собственности морское судно, зарегистрированное в порту Мурманска (согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ подлежащие государственной регистрации морские суда относятся к недвижимому имуществу). Инспекция по г. Мурманску, обнаружив факт непредставления компанией декларации по налогу на имущество в отношении морского судна, направила ей уведомление о постановке компании на учет по месту нахождения недвижимости и требование о предоставлении декларации в налоговый орган по месту нахождения морского судна. Посчитав, что требовать декларацию инспекция Мурманска не может, так как она несвоевременно осуществила постановку на учет, компания обратилась в суд. Суды всех трех инстанций, исходя из положений п. 1 ст. 80, ст. 385 и 386 НК РФ, указали, что подача декларации в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества обусловлена не фактом постановки на учет в налоговом органе, а наличием недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, и обязанностью по уплате налога в бюджет по местонахождению объектов недвижимого имущества. Постановка на учет налогоплательщиков представляет собой форму налогового контроля и не является условием для возникновения или прекращения обязанности представления налоговых деклараций.
Оштрафовать за несдачу по месту нахождения недвижимости расчетов авансовых платежей по ст. 119 НК РФ налоговики не могут. Как указано в п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», из взаимосвязанного толкования положений п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.