Диана Луговая, г. Саратов
В такой ситуации применение упрощенной системы неправомерно. Дело в том, что в НК РФ установлен прямой запрет на применение УСН без подачи уведомления. В соответствии с подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации и ИП, не уведомившие о переходе на этот спецрежим в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ. Напомним, что согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и ИП, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на УСН. А пунктом 2 ст. 346.13 НК РФ установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае организация и ИП признаются налогоплательщиками, применяющими «упрощенку», с даты постановки их на учет в налоговом органе.
От ответственности за неподачу уведомления в данной ситуации не спасет даже принятие налоговым органом налоговой декларации по УСН. Ведь в силу абз. 3 п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком налоговой декларации. Поэтому само по себе принятие налоговиками декларации не означает признания ими факта применения налогоплательщиком УСН. Такой вывод подтверждается постановлением АС Северо-Западного округа от 26.05.2016 по делу № А26-6841/2015 (Определением Верховного суда РФ от 20.09.2016 № 307-КГ16-11322 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам).
Однако, если налоговая инспекция не просто приняла декларацию, а проводила какую-то работу с задолженностью налогоплательщика по налогу в рамках УСН, тут признание инспекцией права налогоплательщика на применение УСН налицо. Так считает АС Московского округа. В его постановлении от 29.11.2016 по делу № А41-92205/2015 рассмотрена следующая ситуация.
Бизнесмен 17 апреля 2015 г. представил в налоговый орган декларацию по УСН за 2014 г. Инспекция письмом сообщила предпринимателю о том, что представленная им декларация остается без исполнения в связи с тем, что им не подано заявление о переходе на УСН.
24 августа 2015 г. предприниматель представил в инспекцию уведомление о переходе на УСН с 1 января 2014 г. и запрос о подтверждении факта применения УСН. В ответ инспекцией было направлено сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН, а также уведомление о непредставлении отчетности по НДС и НДФЛ. Инспекцией было принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Одновременно с этим налоговой инспекцией была выявлена недоимка по авансовым платежам по УСН по сроку уплаты 25 июля и 27 октября 2014 г., а также по уплате налога по сроку уплаты 30 октября 2015 г., в связи с чем в адрес заявителя были выставлены требования об уплате налога, пеней, штрафа.
Предприниматель обратился в суд и выиграл дело в трех инстанциях.
При вынесении решения суды исходили из того, что отсутствие заявления налогоплательщика о переходе на УСН при наличии обстоятельств, свидетельствующих о применении данной системы налогоплательщиком и признании данного факта налоговым органом, не влечет запрета в применении спорной системы налогообложения.
Согласно подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на этот спецрежим в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 346.13 НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.
Суды установили, что предпринимателем нарушен срок направления уведомления о переходе на УСН на 2014 г. Однако налоговым органом фактически признан факт применения заявителем УСН, поскольку инспекцией выявлена недоимка по авансовым платежам по УСН по сроку уплаты 25 июля и 27 октября 2014 г., а также по уплате налога по сроку уплаты 30 октября 2015 г., в связи с чем в адрес заявителя выставлены требования об уплате налога, пеней, штрафа.
Кроме того, уведомление о непредставлении отчетности по НДС и НДФЛ, решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке приняты 25 августа 2015 г., то есть после выставления требований об уплате УСН, вынесения решений о взыскании налога на счетах налогоплательщика в банке и списании налога.
Таким образом, суды пришли к выводу, что инспекция признала фактическое применение заявителем упрощенной системы налогообложения, в противном случае при вынесении указанных решения и уведомления налоговым органом должны были быть отменены требования и решения об уплате и взыскании налога по УСН и возвращены денежные средства заявителю.