Расходы на командировки учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно этой норме в состав командировочных расходов включены затраты:
— на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
— наем жилого помещения;
— суточные или полевое довольствие;
— оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
— консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
Минфин России считает, что поскольку суммы удержаний при возврате билета в этом перечне не поименованы, они к командировочным расходам не относятся (письма от 18.07.2016 № 03-11-06/2/41888, от 10.05.2016 № 03-11-06/2/26635). Отметим, что эти разъяснения финансистов касаются учета удержаний при возврате билета при применении УСН. Но они в полной мере применимы и к налогу на прибыль, поскольку положения подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, на основании которого командировочные расходы учитываются при УСН, и положения подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ абсолютно одинаковы.
Однако суды полагают, что суммы удержаний при возврате билета относятся к командировочным расходам. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2009 по делу № А21-6746/2008 рассмотрел следующую ситуацию. Компания учла в составе командировочных расходов удержанные перевозчиком суммы при возврате билета в связи с изменением сроков командировки. Налоговики исключили эти расходы, мотивировав это тем, что удержания при возврате билетов не поименованы в подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако суд указал, что в состав командировочных расходов входят затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Не поименованные в подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты на возврат билетов также относятся к оплате проезда работника. В рассматриваемой ситуации перенос сроков командировки подтвержден приказом о направлении в командировку, авиабилетами и обусловлен производственной необходимостью. Таким образом, расходы, связанные с возвратом билетов из-за изменения срока командировки, являются экономически оправданными, относятся к командировочным расходам и учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 по делу № А28-10790/2005-233/15.
Чтобы избежать претензий налоговых органов и судебных разбирательств, суммы удержаний, по нашему мнению, лучше не включать в командировочные расходы, а учесть в составе внереализационных расходов как неустойку.
В подпункте 2 п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ сказано, что при возврате авиабилетов менее чем за 24 часа до окончания регистрации пассажиров на авиарейс, указанный в билете, перевозчик возвращает уплаченную при приобретении билета сумму с взысканием неустойки в размере 25% цены билета. Статьей 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. А расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба включаются в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Таким образом, удержания, производимые перевозчиком при возврате билета, представляют собой штрафные санкции и могут быть учтены в расходах на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Минфин России это подтверждает. В письмах от 29.11.2011 № 03-03-06/1/786 и от 25.09.2009 № 03-03-06/1/616 специалисты финансового ведомства указали следующее. В соответствии с подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств признается дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда. Признание должником суммы штрафа свидетельствует о подтверждении им факта существования с контрагентом определенных правоотношений, наличия с его стороны нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) принятых на себя договорных обязательств, а также желания добровольного возмещения заранее оговоренных с контрагентом сумм штрафных санкций за совершение этих нарушений. При этом обстоятельством, свидетельствующим о признании должником суммы штрафа, является как фактическая уплата кредитору, так и письменное подтверждение, выражающее готовность заплатить штраф. Таким образом, расходы в виде штрафа за переоформление и возврат билетов, предусмотренные сторонами за невыполнение условий возмездного договора по приобретению билетов, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ на дату признания должником суммы штрафа.