Да, компания вправе пересчитать налог на имущество и представить уточненные декларации за периоды ошибочного учета выбывшего объекта в составе основных средств. Расскажем подробнее.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом ВАС РФ в постановлении от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», собственнику отдельных помещений в здании принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания. В бухгалтерском учете объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности (п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). Следовательно, пока компания имела в собственности помещения в здании, она правомерно отражала техническое помещение, относящееся к общему имуществу здания, в составе основных средств.
В упомянутом постановлении Пленума ВАС РФ указано, что при переходе права собственности на помещение к новому собственнику одновременно переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество здания независимо от того, имеется ли в договоре об отчуждении помещения указание на это. Таким образом, с момента продажи компанией помещений в здании она утратила право собственности на техническое помещение, относящееся к общему имуществу в этом здании.
В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» одним из условий признания имущества основным средством является его предназначенность для использования в деятельности организации. Поскольку с утратой права собственности на техническое помещение компания больше не могла использовать его в своей деятельности, оно в силу п. 29 ПБУ 6/01 подлежало выбытию из состава основных средств. Из положений п. 1 ст. 374 НК РФ следует, что объектом налогообложения по налогу на имущество является имущество, которое учтено в составе основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, то есть по правилам ПБУ 6/01. Следовательно, с момента продажи помещений в здании и утраты права собственности на техническое помещение оно больше не могло быть объектом налогообложения по налогу на имущество, поскольку перестало отвечать критериям признания основных средств.
Из текста вопроса следует, что компания своевременно не исключила техническое помещение из состава основных средств, как того требует ПБУ 6/01. Неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, вызванное неправильным применением законодательства РФ о бухгалтерском учете, признается ошибкой (п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»). Ошибки прошлых лет исправляются в бухгалтерском учете проводками в текущем периоде (п. 9 ПБУ 22/2010). В связи с этим компания должна исключить техническое помещение из состава основных средств проводками того года, когда ошибка была выявлена.
Тот факт, что в прошлые годы данный объект с момента продажи помещений в здании продолжал числиться в составе основных средств, не свидетельствует о том, что по нему нужно было начислять налог. ФАС Московского округа в постановлении от 31.01.2011 № КА-А40/17003-10 указал, что обязанность уплатить налог на имущество следует не из факта отражения имущества на счете 01 «Основные средства» и оформления инвентарных карточек, а из обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность учета приобретенного имущества в качестве основных средств. В этом деле компания в 2005 г. приобрела спортивные велосипеды для проведения эстафеты в рамках корпоративного спортивного мероприятия и ошибочно учла их в составе основных средств. Выявив в июле 2007 г. ошибку, компания исправила ее путем исключения велосипедов из состава основных средств. Суд признал, что ошибочный учет с мая 2005 г. по июнь 2007 г. велосипедов на счете 01 не является основанием для начисления налога на имущество.
К аналогичному выводу пришел ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 13.10.2011 по делу № А53-24208/2010. В этом деле в декабре 2006 г. компания в нарушение требований п. 4 ПБУ 6/01 ошибочно включила в состав основных средств недвижимое имущество, непригодное к эксплуатации (находящееся в аварийном состоянии и предназначенное под снос). Ошибка была исправлена в январе 2008 г. проводкой Дебет 08.4 Кредит 01. Суд указал, что у компании отсутствует обязанность по уплате налога по имуществу, ошибочно отраженному в бухгалтерском учете на счете 01 в 2006 г. и правомерно учтенному на счете 08 в 2008 г. Как видите, для целей налогообложения неважно, что в бухгалтерском учете ошибки прошлых лет исправляются проводками в текущем периоде. Значение имеет лишь правомерность или неправомерность учета имущества в составе основных средств в соответствии с правилами, установленными ПБУ 6/01.
Итак, компания не должна была начислять налог на имущество по техническому помещению, которое нужно было исключить из состава основных средств. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в сданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он вправе представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Таким образом, в рассматриваемой ситуации компания имеет полное право представить в налоговую инспекцию уточненные декларации по налогу на имущество за периоды, в течение которых она ошибочно учитывала помещение в составе основных средств.