Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как простой. Но оно есть в Трудовом кодексе. Так, согласно ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. На наш взгляд, этим определением простоя можно руководствоваться и для целей налогообложения. Ведь в п. 1 ст. 11 НК РФ сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей российского законодательства, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
По общему правилу потери от простоев по внутрипроизводственным причинам, а также не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам признаются убытками. Такие убытки приравниваются к внереализационным расходам на основании подп. 3 и 4 п. 2 ст. 265 НК РФ. Из разъяснений, приведенных финансистами в письме от 21.02.2018 № 03-07-07/11012, следует, что компании при расчете налога на прибыль включают в состав внереализационных расходов только прямые затраты, которые были понесены в период вынужденного простоя. А порядок отражения косвенных расходов не меняется. Приведем логику рассуждений специалистов Минфина России.
В пунктах 1 и 2 ст. 318 НК РФ сказано, что организация самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Такие затраты относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Финансисты указали, что затраты компании, которые относятся к прямым расходам и были понесены во время простоя, отражаются в составе внереализационных расходов. Таким образом, дожидаться факта реализации товаров (работ, услуг) в этом случае не надо.
Что касается косвенных расходов, то они в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по правилам, предусмотренным для их учета Налоговым кодексом. То есть для этой группы расходов порядок их учета не меняется.
Следует отметить, что аналогичную позицию финансовое ведомство уже высказывало. Так, в письмах от 14.11.2011 № 03-03-06/4/129 и от 04.04.2011 № 03-03-06/1/206 Минфин России отметил, что в составе внереализационных расходов организация может отразить такие прямые затраты, осуществленные во время простоя, как начисленную работникам заработную плату, амортизационные отчисления по оборудованию, которое не было законсервировано.
Обратите внимание: в 2003 г. специалисты Минфина России высказали достаточно жесткую позицию в отношении учета расходов во время простоя в связи с тяжелым финансовым состоянием компании. В письме от 29.08.2003 № 04-02-05/1/83 финансисты указали, что простои по внутренним причинам могут возникнуть только внутри предприятия (цеха, отдела). К их числу относятся, например, простои в результате неисправности оборудования, незапланированных остановок отдельных видов оборудования и другие. Указанные затраты могут возмещаться из различных источников в зависимости от причин простоя организации. Что касается не компенсированных виновниками потерь от простоев по внешним причинам, то такие простои могут происходить в результате неподачи топлива, воды, отключения электроэнергии, получаемых от сторонних источников, неподачи железнодорожных вагонов и т.д. Отсутствие заказов, тяжелое финансовое положение организации к вышеперечисленным причинам отнести нельзя. Поэтому расходы, связанные с простоями именно по этим причинам, не учитываются в составе внереализационных расходов, как экономически необоснованные затраты организации.
Правда, спустя два года финансисты выпустили разъяснения, в которых разрешили относить на расходы оплату труда работников за время простоя по вине работодателя (письмо от 07.12.2005 № 03-03-04/1/412).
Правомерность учета таких расходов подтверждают и арбитры. Так, в постановлении от 19.04.2005 № 13591/04 Президиум ВАС РФ указал, что расходы, связанные с оплатой времени простоя по причине тяжелого финансового положения организации, отражаются в налоговом учете. Высшие арбитры отметили, что в главе 25 НК РФ нет понятия простоя. Также в ней нет и критериев, по которым причины возникновения простоя можно было бы отнести к внутрипроизводственным либо к внешним.
Что касается вычета «входного» НДС по работам и услугам сторонних организаций в период простоя, то специалисты Минфина России не видят для этого никаких препятствий. По их мнению, суммы НДС, предъявленные организации при приобретении товаров (работ, услуг) в период вынужденного простоя, подлежат вычету в порядке и на условиях, предусмотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ. Напомним, что согласно этим нормам Кодекса НДС принимается к вычету в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления облагаемых НДС операций, при наличии счета-фактуры и после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) на основании первичных документов.