В последнее время бизнес шел не лучшим образом, в связи с чем мы не могли оплачивать аренду в течение нескольких месяцев. Теперь арендодатель требует выплатить основную сумму долга и проценты за пользование коммерческим кредитом, которые уже в несколько раз превышают сумму основного долга. Есть ли шанс, что суд при рассмотрении дела все же снизит эти проценты?
Шанс, что суд снизит подлежащий выплате процент, есть.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 ГК РФ).
В силу ст. 606, 611 и 614 ГК РФ обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора — в своевременном внесении установленной договором платы за пользование имуществом (арендной платы). При этом порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Исходя из изложенной информации, можно заключить, что вы ненадлежащим образом исполнили принятое на себя по договору обязательство, что служит основанием для взыскания долга по арендной плате.
С требованием о взыскании процентов за пользование коммерческим кредитом все несколько сложнее. Заключенный вами договор аренды фактически содержит условие о трансформации суммы долга по арендной плате в коммерческий кредит и о плате за пользование коммерческим кредитом в размере 5% от суммы отсроченной арендной платы за каждый день пользования кредитом.
В соответствии со ст. 823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе и в виде отсрочки или рассрочки оплаты товаров (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. К такому кредиту применяются правила главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 12 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 13/14 от 08.10.98 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом (в том числе суммы аванса, предварительной оплаты), являются платой за пользование денежными средствами. При отсутствии в законе или договоре условий о размере и порядке уплаты процентов за пользование коммерческим кредитом судам следует руководствоваться нормами ст. 809 ГК РФ. Проценты за пользование коммерческим кредитом подлежат уплате с момента, определенного законом или договором. Если законом или договором этот момент не определен, следует исходить из того, что такая обязанность возникает с момента получения товаров, работ или услуг (при отсрочке платежа) или с момента предоставления денежных средств (при авансе или предварительной оплате) и прекращается при исполнении стороной, получившей кредит, своих обязательств либо при возврате полученного в качестве коммерческого кредита, если иное не предусмотрено законом или договором.
Можно предположить, что у суда не возникнет вопросов при квалификации данного условия о процентах в качестве платы за пользование коммерческим кредитом.
Судебная защита права осуществляется исходя из принципов разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений. Меры защиты нарушенного права должны носить компенсационный характер и не могут являться средством обогащения за счет контрагента по обязательству.
В случае несоблюдения этих принципов суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (ст. 10 ГК РФ).
Для того чтобы понять, насколько разумной была ставка по коммерческому кредиту, необходимо перевести дневную ставку (как она установлена в вашем договоре) в годовую. В этом нет ничего сложного: достаточно просто умножить дневную ставку на количество дней в году. В вашем случае получается 1825%.
Требуемая арендодателем сумма, как вы отметили, превышает сумму основного долга.
С января 2016 г. учетная ставка банковского процента не поднималась выше 11%. На сегодняшний день она составляет 7,25%. Установленная истцом в договоре процентная ставка более чем в 80 раз превышает средние ставки кредитных организаций при предоставлении коммерческих кредитов (общедоступная информация о средневзвешенных процентных ставках кредитных организаций по кредитным операциям без учета ПАО «Сбербанк» размещена на сайте Центрального Банка РФ в интернете).
В подобной ситуации высока вероятность того, что суд признает поведение арендодателя в части установления платы за пользование коммерческим кредитом по столь высокой ставке злоупотреблением правом.
Решение суда в данном случае предсказать сложно. Между тем можно рассчитывать на то, что суд в целях обеспечения баланса интересов сторон применит последствия, предусмотренные п. 2 ст. 10 ГК РФ, к заявленной сумме процентов и уменьшит ее до значения средневзвешенной ставки коммерческого кредитования. По крайне мере, судебной практике известны подобные прецеденты (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 18.01.2018 № Ф08-10323/17 по делу № А32-38485/2016).