Сразу скажем, что данный вопрос до сих пор остается спорным. Если вы не хотите рисковать, то лучше сумму возмещения включить в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. В противном случае существует вероятность, что налоговые органы на местах доначислят налог. Но у вас есть хороший шанс выиграть судебное разбирательство в случае возникновения спора с проверяющими. Расскажем подробнее.
Позиция Минфина: из двух зол выбираем меньшее
Специалисты финансового ведомства всегда считали, что денежные средства, полученные организацией в качестве возмещения за изымаемый земельный участок для государственных или муниципальных нужд, подлежат учету для целей налогообложения прибыли. Связано это с тем, что указанные суммы возмещения не поименованы в ст. 251 НК РФ в качестве доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
А вот в отношении вопроса, по какой норме следует отражать возмещение, финансисты высказывали разные позиции. Так, в письмах от 17.02.2016 № 03-07-11/8736, от 06.07.2012 № 03-03-07/32, от 24.03.2011 № 03-03-06/1/171, от 13.03.2008 № 03-03-06/4/15, от 03.02.2006 № 03-03-04/1/85 Минфин России пришел к выводу, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является самостоятельным основанием для прекращения различных земельных правоотношений. Соответственно, сумма возмещения, полученная организацией в качестве платы за изымаемый земельный участок, должна рассматриваться как внереализационный доход.
Но есть и другая позиция: переход права собственности на земельный участок, принадлежащий организации, в связи с его изъятием путем выкупа для государственных и муниципальных нужд признается для целей налогообложения реализацией. Следовательно, компания на основании ст. 247 и 248 НК РФ должна отразить доходы от реализации. При этом у нее есть право учесть и расходы, связанные с приобретением этого участка. Так поступить позволяет подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ. Напомним, что согласно этой норме при реализации прочего имущества компания вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества. Данную позицию Минфин России озвучил в письмах от 09.04.2018 № 03-03-06/1/23095, от 28.04.2014 № 03-03-06/1/19742, от 11.07.2012 № 03-03-06/1/334. Согласны с ней и специалисты ФНС России (письмо от 19.03.2010 № 3-1-11/192@).
Как видите, второй подход ведомства выгоден компаниям. Ведь в этом случае можно уменьшить налог на прибыль к уплате в бюджет.
Не заплатим ничего!
По рассматриваемому вопросу сложилась богатая судебная практика. До 2009 г. некоторые суды поддерживали налоговиков и признавали правомерным учет суммы возмещения, полученной организацией за изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, в составе внереализационных доходах на основании п. 3 ст. 250 НК РФ. Напомним, что по данной норме отражаются, в частности, суммы возмещения убытков или ущерба (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.11.2008 по делу № А32-7432/2007-56/191-2008-56/23, Северо-Западного округа от 24.01.2005 № А56-47462/03).
Летом 2009 г. Президиум ВАС РФ в постановлении от 23.06.2009 № 2019/09 высказал правовую позицию по вопросу правомерности включения в состав внереализационных доходов суммы возмещения, полученной организацией за изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд. В этом судебном решении высшие арбитры пришли к следующему выводу. Действующее законодательство не предусматривает включение в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Взимание с компании — владельца земли налога на прибыль с суммы возмещения нарушает принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев. Так как в рассматриваемом случае имеет место прекращение права владения и пользования земельным участком при его изъятии, средства, полученные организацией в виде компенсации убытков, связанных с изъятием данного участка, не включаются в налоговую базу при расчете налога на прибыль. Именно данного подхода придерживаются нижестоящие суды (см., например, Определение ВАС РФ от 23.09.2009 № ВАС-12144/09, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2011 по делу № А81-1212/2009).
В связи с выходом вышеназванного постановления Пленума ВАС РФ специалисты ФНС России порекомендовали налоговым органам на местах принимать во внимание сложившуюся арбитражную практику по данному вопросу (письма от 11.07.2017 № СД-4-3/13491@, от 16.07.2015 № ЕД-4-3/12506@, от 01.07.2015 № ГД-4-3/11409).