Специалисты Пенсионного фонда считают, что в рассматриваемой ситуации компания должна быть оштрафована. Однако суды придерживаются другой позиции. Расскажем подробнее.
Позиция ПФР
Плательщики страховых взносов ежемесячно представляют в Пенсионный фонд РФ сведения о каждом работающем у них застрахованном лице. Эта обязанность установлена п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ). Сведения представляются по форме СЗВ-М (утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п) не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем.
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Этой нормой предусмотрен штраф в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Однако на практике страхователь может самостоятельно выявить ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и сообщить об этом территориальным органам ПФР. Особенности применения финансовых санкций в такой ситуации определены Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее — Инструкция).
Согласно п. 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В этом случае штрафа не будет.
В письме от 28.03.2018 № 19-19/5602 специалисты Пенсионного фонда отметили, что финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретное застрахованное лицо. А вот представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для штрафа.
Мнение арбитров
Как показывает арбитражная практика, суды признают право организаций на дополнение сведений по форме СЗВ-М по окончании срока сдачи этого отчета без штрафа. АС Волго-Вятского округа в постановлении от 01.03.2018 по делу № А38-4082/2017 рассмотрел следующую ситуацию.
Организация сдала в управление ПФР отчет по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 г. на 68 застрахованных лиц только в отношении работников, достигших пенсионного возраста. Обнаружив ошибку, компания в январе 2017 г. представила сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за ноябрь 2016 г. еще на 153 застрахованных лица.
В ходе проверки управление ПФР установило факт непредставления сведений на 153 застрахованных лица и приняло решение о привлечении организации к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде взыскания штрафа. Организация обратилась в суд и выиграла дело.
Суд указал, что в п. 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, действовавшей в 2016 г., была предусмотрена возможность внесения изменений и уточнений страхователем в представленные сведения. При этом в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 ПФР указывал на возможность неприменения финансовых санкций, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения.
Вступившая в силу в 2017 г. Инструкция также предусматривает, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения и штрафные санкции к такому страхователю не применяются.
Поскольку ошибка была выявлена и исправлена страхователем самостоятельно, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения организации к ответственности.
Похожая ситуация была рассмотрена АС Уральского округа в постановлении от 30.01.2018 № Ф09-8455/17. Там в отчете за октябрь 2016 г. забыли указать двух работников. Дополняющую форму подали в ПФР в январе 2017 г.
В этом деле управление ПФР заявило, что страхователь не подлежит привлечению к ответственности в случае, если уточнения представлены им в отношении застрахованных лиц, сведения за которых представлялись в исходной форме. А если страхователь представляет дополняющие сведения по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не представлялась, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции указал, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 № 18АП-10348/2017).
АС Уральского округа исходя из п. 39 Инструкции решил, что вина страхователя во вменяемом правонарушении отсутствует в связи с реализацией им права на самостоятельное выявление и исправление неполных сведений.