Для целей налогообложения по НДС данная операция никаких особенностей не имеет. Расскажем подробнее.
Пунктом 1 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
В свою очередь собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ). Аналогичное положение содержится в п. 6 ст. 23 Земельного кодекса РФ.
Предоставление права пользования земельным участком есть не что иное, как реализация имущественного права. Соответственно, возникает вопрос о применении в отношении такой операции налога на добавленную стоимость.
Напомним, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются в том числе операции по передаче имущественных прав на территории Российской Федерации. В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 153 НК РФ при передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, установленных ст. 155 НК РФ.
Минфин России в письме от 03.05.2018 № 03-07-11/29965 указал, что особенности определения налоговой базы по НДС при реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) ст. 155 НК РФ не установлены. Поэтому при предоставлении вышеназванных прав налоговую базу по НДС следует определять в соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ. Согласно этой норме налоговая база определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Права ограниченного пользования земельным участком могут предоставляться органом местного самоуправления. В этом случае возникает вопрос о налоговом агентировании в рамках ст. 161 НК РФ. Специалисты финансового ведомства в письме от 31.08.2017 № 03-07-11/55858 разъяснили, что особенностей уплаты НДС при реализации органом местного самоуправления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) п. 3 ст. 161 НК РФ не установлено. Таким образом, при реализации указанного права плательщиком НДС является орган местного самоуправления, и, соответственно, покупатель такого права налоговым агентом не признается.