Льгота, о которой идет речь в вопросе, предусмотрена п. 21. cт. 381 НК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что вновь введенный объект недвижимости, имеющий высокий класс энергоэффективности (если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности), освобождается от налогообложения в течение трех лет со дня постановки на учет.
К сожалению, налоговики на местах отказывают компаниям в применении данной льготы. Основной аргумент: для таких объектов недвижимости не установлены правила определения классов энергетической эффективности. Такой подход проверяющих подтверждает анализ арбитражной практики. С фискальной позицией согласны не только некоторые нижестоящие суды, но и Верховный суд РФ. Примером может служить Определение ВС РФ от 17.04.2018 № 305-КГ18-501.
Но прежде чем рассмотреть аргументацию судов, расскажем о нормативной базе, устанавливающей требования к энергоэффективности недвижимости, и о позиции Минфина России по вопросу применения льготы по п. 21 ст. 381 НК РФ.
Один закон и куча подзаконных актов
Государственному регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности посвящена ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ). Согласно данной статье госрегулирование в этой сфере осуществляется в том числе путем установления требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
В развитие Закона № 261-ФЗ принято большое количество подзаконных актов. В их числе — постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 (далее — постановление № 18), которым утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. В свою очередь на основании Закона № 261-ФЗ и постановления № 18 Минстрой России издал приказ от 17.11.2017 № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений». Он зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2018 № 50492 и действует с 06.04.2018.
На нормы постановления № 18 сослался Минфин России в письме от 02.02.2017 № 03-05-04-01/5599, разъясняя, как применять льготу, установленную п. 21 ст. 381 НК РФ. Специалисты финансового ведомства отметили, что согласно правилам, утвержденным постановлением № 18, класс энергетической эффективности обязательно должен быть установлен в отношении многоквартирных домов. Что касается иных зданий (строений, сооружений), для них класс энергоэффективности может быть установлен по решению их застройщика или собственника.
Вывод Минфина России: по смыслу нормы п. 21 ст. 381 НК РФ налоговая льгота по налогу на имущество может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий), имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта.
Позиция арбитров
Логикой финансистов руководствовалась и компания, чей спор с налоговиками по вопросу правомерности применения льготы по п. 21. ст. 381 НК РФ в отношении коммерческой недвижимости был рассмотрен в Определении Верховного суда РФ от 17.04.2018 № 305-КГ18-50. Отметим, что пройти энергетическое обследование и получить энергетические паспорта на объекты компания была обязана по Закону № 261-ФЗ: класс энергетической эффективности определялся по причине того, что затраты общества на электро- и теплоэнергию превысили 50 млн руб. в год.
После получения энергетических паспортов, в которых была подтверждена высокая энергоэффективность объектов, компания подала уточненную декларацию по налогу на имущество, в которой предъявила льготу. Однако инспекция посчитала, что организация не имела права на данную льготу, так как по Закону № 261-ФЗ класс энергетической эффективности установлен только для многоквартирных домов. По результатам камеральной проверки компании вменили штраф, доначислили налог на имущество и начислили пени. Организация, пройдя процедуру досудебного обжалования, обратилась в суд.
Две победы…
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами налогоплательщика. Они также учли, что компания представила полученные энергетические паспорта на указанные объекты (класс энергетической эффективности определялся по решению собственника на основании проектной документации), а также зарегистрированный в Минэнерго России энергетический паспорт на вновь введенные объекты. Все эти документы, а именно паспорта с присвоением объектам класса энергетической эффективности «А» и «A++», категория энергоэффективности «Высокая», по мнению суда, подтверждают высокий класс энергетической эффективности строений как по результатам обследования, так и на основании проектной документации.
Кроме того, суд первой инстанции сделал важный вывод: льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ, введена в период действия Закона № 261-ФЗ и, с учетом системного подхода законодателя к определению государственной политики в данной отрасли, направлена на стимулирование строительства, возведения, создания современных высокотехнологичных объектов основных средств, в том числе зданий и сооружений. А это соответствует декларированным в ст. 4 Закона № 261-ФЗ принципам правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
— эффективному и рациональному использованию энергетических ресурсов;
— поддержке и стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности;
— системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и др.
По мнению суда, иное толкование взаимосвязанных положений п. 21 ст. 381 НК РФ и Закона № 261-ФЗ привело бы к нарушению принципов единства правового регулирования, правовой определенности и равенства. Решение ИФНС было отменено судом первой инстанции, апелляция с этим согласилась.
...и два поражения
Но все аргументы налогоплательщика, а также судов нижестоящих инстанций, основанные на системном толковании норм права, разбились о глухую стену фискальных интересов, которые оказались определяющими и для окружного суда (он отменил принятые судебные акты по делу), и для судьи ВС РФ, которая вынесла отказное определение.
Окружной суд, отменяя решения нижестоящих судов, посчитал, что энергетические паспорта — не доказательство соответствия условиям льготы, так как критериев для определения классов энергоэффективности нежилых зданий нет, в отличие от многоквартирных домов, что препятствует применению льготы.
На том же основании судья ВС РФ отказала налогоплательщику в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам. В отказном определении повторяются выводы окружного суда о том, что ссылка судов первой и апелляционной инстанций на СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» необоснованна, поскольку содержание понятия «класс энергетической эффективности», используемого в Законе № 261-ФЗ, не тождественно аналогичному термину в СНиП 23-02-2003. Следовательно, положения СНиП в части определения класса энергетической эффективности не применимы в периоде действия Закона № 261-ФЗ, то есть с 27.11.2009. И нельзя применять энергетические паспорта в качестве доказательства соответствия условиям рассматриваемой льготы.
Таким образом, пока эта проблема не будет разрешена в более высокой судебной инстанции либо на законодательном уровне, применять льготу, установленную п. 21 ст. 381 НК РФ в отношении нежилых зданий, опасно.
Следует отметить, что вышеприведенную позицию Верховного суда РФ взяли на вооружении специалисты ФНС России (см. информацию от 10.05.2018 на сайте ФНС России www.nalog.ru).