Республика Армения является участником Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее — Договор о ЕАЭС). При налогообложении доходов работников из стран ЕАЭС нужно учитывать положения не только Налогового кодекса, но и Договора о ЕАЭС. Давайте посмотрим, с какими трудностями может столкнуться работодатель, привлекающий к работе граждан из ЕАЭС.
Внимание на договор о ЕАЭС
Согласно п. 1 ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Российская Федерация вместе с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Кыргызской Республикой является участником Договора о ЕАЭС. Исходя из п. 1 ст. 7 НК РФ положения Договора о ЕАЭС по вопросам налогообложения имеют приоритет перед нормами Налогового кодекса.
Как облагаются налогом доходы физических лиц, сказано в ст. 73 Договора о ЕАЭС. Согласно этой норме к доходам работников из стран ЕАЭС с первого дня их работы применяется ставка, предусмотренная для доходов физических лиц — налоговых резидентов страны, в которой осуществляется трудовая деятельность.
В России налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Их доходы облагаются НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Следовательно, к доходам работников из стран ЕАЭС с первого дня их работы в России должна применяться ставка НДФЛ в размере 13%. Чиновники это подтверждают (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561)). При этом в письмах от 24.02.2016 № 03-04-06/10026, № 03-04-05/10019 Минфин России подчеркнул, что доходы работников из стран ЕАЭС с первого дня их работы облагаются по ставке 13% независимо от наличия у них статуса налогового резидента РФ.
Важен ли статус налогового резидента РФ?
По правилам, установленным Налоговым кодексом, порядок обложения доходов физических лиц определяется наличием или отсутствием у них статуса налогового резидента РФ. Как мы уже указали выше, этот статус зависит от продолжительности нахождения гражданина на территории РФ. Но нужно ли отслеживать статус налогового резидента РФ у работников из стран ЕАЭС?
Минфин России считает, что нужно. В письме от 23.05.2018 № 03-04-05/34859 специалисты финансового ведомства указали, что доходы работников из стран ЕАЭС с первого дня их работы облагаются НДФЛ по ставке 13%. Но если по итогам налогового периода окажется, что они не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30%.
Этой позиции финансисты придерживаются уже давно (письма Минфина России от 14.07.2016 № 03-04-06/41639, от 10.06.2016 № 03-04-06/34256). По их мнению, применение к доходам работников из стран ЕАЭС налоговых ставок, предусмотренных для налоговых резидентов государства, в котором данные работники осуществляют трудовую деятельность, не означает, что они автоматически признаются налоговыми резидентами в соответствующем государстве. Вопросы признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов Договором о ЕАЭС не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства соответствующего государства — члена ЕАЭС (письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-04-06/20223).
Аналогичное мнение высказала ФНС России в письме от 16.03.2016 № БС-3-11/1099@. Однако в письме от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ налоговики изменили свою позицию. Они указали, что положениями ст. 73 Договора о ЕАЭС не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из стран ЕАЭС по ставкам, установленным для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в случае неприобретения ими статуса налогового резидента.
Таким образом, налоговики считают, что при налогообложении доходов работников из стран ЕАЭС нужно руководствоваться исключительно положениями Договора о ЕАЭС.
Данная позиция соответствует подходу, продемонстрированному Конституционным судом РФ в постановлении от 25.06.2015 № 16-П. В этом деле рассматривался вопрос, связанный с применением положений протокола от 24.01.2006 «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года» об определении налогового статуса физического лица, которые также отличны от правил, установленных НК РФ. Конституционный суд указал, что международным соглашением, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, установлено особое налоговое регулирование, отличающееся от национальных правил. Соответственно, определение налогового статуса должно осуществляться на основании критериев, закрепленных в протоколе, вне связи с критериями, закрепленными в Налоговом кодексе. Иной подход противоречил бы целям и смыслу соглашения и протокола как его неотъемлемой части и фактически приводил бы к произвольному отказу России от взятых на себя международных обязательств.
Отметим, что арбитражная практика по рассматриваемому вопросу с учетом положений ст. 73 Договора о ЕАЭС не сформировалась. Поэтому компаниям нужно самостоятельно решить, какой позиции они будут придерживаться.
Как подтвердить статус налогового резидента РФ
Если компания решила придерживаться позиции Минфина России, ей нужно на конец года определить, обрел ли работник из страны ЕАЭС статус налогового резидента РФ или нет.
Налоговым кодексом не установлен перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физического лица на территории РФ. В письме от 23.05.2018 № 03-04-06/34676 Минфин России разъяснил, что таковыми могут быть любые документы, оформленные в установленном порядке и позволяющие определить количество дней фактического пребывания физического лица в России. При этом финансисты отметили, что свидетельство о регистрации по месту временного пребывания, документы о регистрации по месту жительства (пребывания) лишь подтверждают право нахождения физического лица в России, но не являются документами, на основании которых устанавливается фактическое время его нахождения на территории РФ.
По мнению налоговиков, определить, сколько дней работник находился на территории РФ, можно на основании сведений из табелей учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).
У работника статуса налогового резидента РФ нет
Если на конец года окажется, что работник из страны ЕАЭС находился в России менее 183 дней, компания, исходя из позиции Минфина России, должна пересчитать НДФЛ за время его работы по ставке 30%, которая установлена для доходов нерезидентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Размер удержаний из зарплаты ограничен 20% (ст. 138 ТК РФ). Если доначисленные суммы в это ограничение не укладываются, компания должна сообщить о неудержанной сумме налога работнику и в налоговый орган по месту своей регистрации по форме 2-НДФЛ с признаком «2». Сделать это нужно не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Получив сведения, налоговый орган направит работнику налоговое уведомление. На основании этого уведомления работник должен будет уплатить доначисленный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который произведены доначисления (п. 6 ст. 228 НК РФ).