Правила сокращения штата
Трудовой кодекс разрешает увольнение работника по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ). При этом в ст. 81 ТК РФ установлено, что такое увольнение допускается, только когда невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Это может быть как вакантная должность или работа, соответствующие квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа.
Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях необходимо, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Отметим, что определения термина «вакантная должность» трудовое законодательство не содержит. Минтруд России (письмо от 18.08.2017 № 14-2/В-761) считает, что под вакантной следует понимать не занятую (не замещенную) никем должность в организации.
При увольнении нужно учитывать положения ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе. Им обладают:
— работники с более высокой квалификацией и производительностью труда;
— лица, имеющие двух и более нетрудоспособных членов семьи, или у которых в семье нет других лиц с самостоятельным заработком;
— лица, получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
— инвалиды ВОВ и боевых действий;
— работники, повышающие свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут быть предусмотрены иные категории работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе. Кроме того, нельзя уволить в связи с сокращением штата:
— беременных женщин;
— женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет;
— одиноких матерей с ребенком в возрасте до 14 лет;
— других лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ (п. 2 письма Минтруда России от 05.03.2018 № 14-2/В-149).
О предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работодатель должен персонально и под подпись уведомить сокращаемого работника не менее чем за два месяца до увольнения.
При этом работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор и до истечения вышеуказанного срока. В этом случае он обязан выплатить работнику дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).
Обратите внимание, что, помимо дополнительной компенсации за досрочное увольнение, работнику выплачивается выходное пособие в размере его среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (ст. 178 ТК РФ).
Итак, при увольнении работника по сокращению штата компании нужно:
— письменно под подпись уведомить работника о его увольнении через два месяца;
— письменно под подпись ознакомить работника с имеющимися в компании вакансиями (или письменно сообщить ему об отсутствии вакансий, если их нет);
— получить письменное согласие от работника на досрочное увольнение, если компания хочет уволить работника ранее двухмесячного срока;
— при досрочном увольнении выплатить работнику не только выходное пособие, но и дополнительную компенсацию за досрочное увольнение.
НДФЛ
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, связанных с увольнением работников. Исключение составляют компенсации за неиспользованный отпуск, а также суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ранее специалисты Минфина России считали, что при освобождении дополнительной компенсации от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ компании нужно было суммировать величину этой компенсации с иными выплатами работнику при увольнении (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск). И если эта сумма превышала трехкратный размер среднего месячного заработка работника (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), сумма превышения должна была облагаться НДФЛ. Такая точка зрения была высказана финансистами в письме от 30.09.2016 № 03-04-05/57062.
Но в 2017 г. специалисты финансового ведомства изменили свое мнение. В письме от 31.07.2017 № 03-04-07/48592 они указали, что случаи выплаты выходных пособий, а также сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства определены ст. 178 ТК РФ. Дополнительная компенсация за досрочное увольнение установлена ст. 180 ТК РФ и к выходным пособиям и среднему месячному заработку на период трудоустройства, которые освобождаются от налогообложения только в части, не превышающей трехкратный (шестикратный) размер среднего месячного заработка, не относится. В связи с этим она не подлежит обложению НДФЛ в полном объеме.
Эта позиция финансистов была доведена до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 21.08.2017 № БС-4-11/16545@. А в письме от 20.03.2018 № 03-15-06/17473 специалисты финансового ведомства вновь ее подтвердили.
Страховые взносы
Установленные в соответствии с законодательством компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, не облагаются страховыми взносами на основании подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ. Эта норма содержит такие же исключения, как и п. 3 ст. 217 НК РФ (компенсация за неиспользованный отпуск, суммы выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный (шестикратный) размер среднего месячного заработка работника).
Как мы уже указали выше, дополнительная компенсация за досрочное увольнение к этим исключениям не относится. Поэтому она не подлежит обложению страховыми взносами в размере, установленном ст. 180 ТК РФ (письма Минфина России от 20.03.2018 № 03-15-06/17473, от 31.07.2017 № 03-04-07/48592, от 21.03.2017 № 03-15-06/16239, ФНС России от 21.08.2017 № БС-4-11/16545@).
Аналогичной позиции придерживаются и суды. Так, АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 02.02.2018 № Ф04-6291/2017 рассмотрел ситуацию, когда управление ПФР по результатам проверки за 2014—2016 гг. доначислило компании страховые взносы на сумму дополнительной компенсации работнику за досрочное увольнение. По их мнению, эту компенсацию нужно было рассматривать в сумме с выходным пособием и не облагать страховыми взносами только в части, не превышающий трехкратный размер среднего заработка. Напомним, что положения подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, на основании которых до 2017 г. освобождались от обложения страховыми взносами компенсационные выплаты при увольнении, были аналогичны содержащимся в подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.
Суды трех инстанций поддержали компанию. Они указали, что сумма дополнительной компенсации не относится к выходным пособиям, предусмотренным ст. 178 ТК РФ и не облагаемым страховыми взносами только в пределах трехкратного размера среднего месячного заработка. Поэтому у управления не было оснований для доначисления компании страховых взносов. При этом кассационный суд отметил, что данный вывод полностью соответствует позиции, изложенной в письмах Минфина России от 21.03.2017 № 03-15-06/16239 и от 31.07.2017 № 03-04-07/48592.