В соответствии с п. 1 ст. 65.2 ГК РФ участники корпорации вправе в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией.
Согласно ст. 91 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах) общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 названного Закона. При этом к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Причем документы, предусмотренные п. 1 ст. 89, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления акционером соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к таким документам, предоставить им копии указанных документов.
Таким образом, на акционерное общество возложена обязанность по обеспечению акционеру реальной возможности ознакомления с необходимыми документами общества в установленный срок, а также обязанность по предоставлению копий соответствующих документов.
Наложение ареста на акции с запретом распоряжаться ими служит целям обеспечения исполнения судебного акта по конкретному делу. Подобные обеспечительные меры не ограничивают акционеров в праве получать информацию о деятельности акционерного общества. Арест акций лишает вас права собственности на акции. Таким образом, даже после принятия обеспечительных мер акционерное общество все равно обязано обеспечивать акционерам доступ к своим документам. Данный вывод подтверждает и судебная практика (см., например, постановление АС Московского округа от 22.02.2018 № Ф05-1089/2018 по делу № А40-249795/16).
Согласно п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» (далее — Информационное письмо № 144) при реализации своего права на получение информации участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.
Участнику хозяйственного общества может быть отказано в удовлетворении требования о предоставлении информации, если будет доказано, что его право на информацию обществом не нарушено. Об этом могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства:
неоднократное заявление требований о предоставлении одних и тех же документов и (или) их копий при условии, что первое из таких требований было надлежащим образом удовлетворено обществом;
заявление участником требования о предоставлении информации и документов, относящихся к прошлым периодам деятельности хозяйственного общества и явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа — экономического, юридического (в том числе по причине истечения сроков исковой давности и т.д.).
Важно при этом отметить, что акционер, владеющий более 25% акций, не обязан указывать деловую цель, с которой испрашиваются документы, указанные в п. 2 и 3 ст. 89 Закона об акционерных обществах, в том числе информация о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, протоколы заседаний совета директоров (п. 4 ст. 89 Закона об акционерных обществах).
Неоднократное обращение акционера с запросами о предоставлении различного рода информации о деятельности общества не может расцениваться как злоупотребление правами. В отсутствие оснований полагать, что акционер злоупотребляет своим правом, общество не вправе отказывать или иным способом воспрепятствовать ему в получении запрошенной информации, на которую акционер имеет право в соответствии с федеральным законом и внутрикорпоративными актами (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2013 по делу № А56-65384/2011).
Кроме того, в соответствии с п. 15 Информационного письма № 144 и в силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не требуется согласия физических лиц, вступивших в правоотношения с обществом, на предоставление участнику хозяйственного общества документов, содержащих персональные данные таких физических лиц (фамилию, имя, отчество и место жительства физического лица, иную информацию, необходимую для обращения в суд в соответствии с требованиями процессуального законодательства, сведения о размере вознаграждения физического лица и т.д.), если эта информация необходима участнику для целей защиты своих прав и законных интересов. Этим же пунктом предусмотрено, что в случае запроса документов участником общества, содержащих конфиденциальную информацию о деятельности общества, в том числе коммерческую тайну, общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии, может потребовать выдачи расписки, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять.
Если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую и т.п.), общество предоставляет ему выписки из таких документов, исключив из них соответствующую информацию. Одновременно общество обязано сообщить участнику об основаниях отнесения информации, содержащихся в этих документах, к охраняемой законом тайне. В этой связи наличие в документах конфиденциальной информации не может являться основанием для отказа акционерам в предоставлении документов.
Таким образом, исходя из предоставленной вами информации, можно заключить, что общество неправомерно отказало вам в предоставлении документов, касающихся деятельности общества. Вы можете обратиться в суд с требованием обязать общество предоставить данные документы.