Фирменное наименование компании состоит из двух частей: указания на организационно-правовую форму коммерческой организации и собственно наименования юридического лица. Фирменные наименования могут существовать только в словесной форме. Организационно-правовая форма подлежит указанию в точном соответствии с законом: полное товарищество, производственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью и др.
Иногда закон обязывает учредителей включать соответствующее указание на вид осуществляемой деятельности в фирменное наименование. Это связано с исключительным характером осуществляемой соответствующими коммерческими организациями деятельности. Например, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» фирменное наименование акционерного инвестиционного фонда должно содержать слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд», а в соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
В соответствии с п. 2 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Так, к примеру, юридическое лицо не может иметь фирменное наименование ООО «Фитнес-центр», ООО «Медицинские услуги» и т.п. Данное требование объясняется несколькими причинами. Во-первых, подобные фирменные наименования не обладают различительной способностью. Проблемы могут возникнуть и с осуществлением ими идентификационной функции. Во-вторых, если исходить из того, что законодатель гарантирует исключительное право на фирменное наименование, регистрация подобных обозначений будет существенно нарушать интересы конкурентов правообладателя, осуществляющих однородную деятельность. Они не смогут использовать включенные в фирменное наименование обозначения для описания своей деятельности, информирования потребителей, рекламы и т.п.
Пункт 4 ст. 1473 ГК предусматривает определенные ограничения на использование тех или иных слов и словосочетаний в фирменном наименовании. Так, в него не могут включаться:
-
полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований. Так, например, суды признали не соответствующими данному требованию такие фирменные наименования, как ООО «Китайско-р», ООО «Лучшее из Индии», ЗАО «Роскитинвест» (см. письмо ФНС России от 11.10.2017 № ГД-4-14/20509@ «О направлении „Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 3 (2017)“», постановления Суда по интеллектуальным правам от 12.10.2018 № С01-834/2018 по делу № А62-4901/2016, от 17.02.2017 № С01-5/2017 по делу № А67-3407/2016);
-
полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-
полные или сокращенные наименования общественных объединений;
-
обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, произведенных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ. Про слово «государство» закон ничего не говорит. Между тем обозначение с подобным словом может быть признано противоречащим общественным интересам как вызывающее у потребителей ошибочные представления о связи коммерческой организации с государством, органами публичной власти. Так, например, суды признавали противоречащими п. 4 ст. 1473 ГК РФ фирменные наименования ООО «Корпорация МТБ-групп „ГосРегистрация“» (постановление АС Московского округа от 21.01.2016 № Ф05-18182/2015 по делу № А40-195593/14), ООО «Государство. Энергетика. Тарифообразование» (постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.10.2017 № С01-790/2017 по делу № А27-27400/2016).
При использовании фирменного наименования могут быть нарушены права на иные средства индивидуализации. Так, в фирменном наименовании не может использоваться обозначение, сходное с чужим товарным знаком, при условии, что правообладатели фирменного наименования и товарного знака осуществляют однородную деятельность и права на товарный знак возникли раньше прав на фирменное наименование. В данном случае действует принцип старшинства прав на средства индивидуализации. Согласно этому принципу, если различные средства индивидуализации, права на которые принадлежат разным лицам, оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло раньше (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).
В пункте 3 ст. 1474 ГК РФ сформулированы три условия для признания противоправным использования третьим лицом фирменного наименования правообладателя в качестве своего фирменного наименования:
-
тождественность используемого третьим лицом обозначения фирменному наименованию правообладателя или сходность до степени смешения;
-
осуществление юридическим лицом аналогичной деятельности;
-
более позднее включение в Единый государственный реестр юридических лиц фирменного наименования третьего лица.
В пункте 59 совместного постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно п. 3 ст. 1474 ГК РФ защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в ЕГРЮЛ, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.
При рассмотрении дел о нарушении права на фирменное наименование истец должен доказать, какими видами деятельности фактически занимаются и он, и ответчик, а также аналогичность соответствующих видов деятельности.
Необходимо при этом учитывать, что наличие прав иных лиц на схожее средство индивидуализации не является основанием для отказа в регистрации коммерческой организации. Требование прекратить нарушение прав на средство индивидуализации может заявить только правообладатель такого средства индивидуализации.
Таким образом, перед тем как выбрать фирменное наименование, вам следует проверить, не является ли оно тождественным, сходным до степени смешения с ранее зарегистрированными фирменными наименованиями, товарными знаками лиц, осуществляющих аналогичную деятельность.