Если директор во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком подписывает документы, есть риск того, что ФСС России может расценить это как ненахождение директора в таком отпуске и отказать в пособии. Расскажем подробнее.
Трудовым кодексом предусмотрено, что по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком. Во время нахождения в таком отпуске работник может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ст. 256 ТК РФ).
Условия, при которых выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком, установлены в ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). В частности, работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен фактически осуществлять уход за ним (п. 1 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ). Если работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, право на ежемесячное пособие сохраняется, если работник при этом продолжает осуществлять уход за ребенком (п. 2 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ).
Таким образом, при нахождении в отпуске по уходу за ребенком работник может продолжать трудиться неполный рабочий день или на дому. Но работа не должна препятствовать уходу за ребенком. Только в этом случае работник может получать пособие.
Анализ судебной практики показывает, что между ФСС России и компаниями нередко возникают споры, когда директор, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, подписывает документы.
В качестве примера можно привести постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2018 № Ф04-5953/2018. В этом деле директор компании, являющаяся также ее единственным учредителем, ушла в отпуск по уходу за ребенком. Во время данного отпуска она продолжала подписывать документы, в частности штатные расписания, кассовые книги. При проведении проверки контролеры из ФСС России посчитали, что директор фактически в отпуске по уходу за ребенком не находилась и продолжала выполнять трудовые обязанности. А поскольку документов, подтверждающих выполнение директором работы на условиях неполного рабочего дня или на дому, компанией представлено не было, значит, она выполняла свои трудовые обязанности полный рабочий день и не имела права получать пособие. В результате Управление ФСС России обратилось в суд с иском о взыскании с компании излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Суды трех инстанций в удовлетворении иска отказали. Отклоняя доводы контролеров, суды указали, что:
— согласно имеющемуся приказу директору был предоставлен отпуск по уходу за ребенком;
— у директора пятеро детей, при этом в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ею фактически осуществлялся уход также за двумя детьми, которым на момент наступления отпуска не исполнилось трех лет;
— фондом не представлено доказательств ухода за ребенком другим лицом;
— факт подписания директором в периоде нахождения в отпуске штатных расписаний и кассовой книги не свидетельствует о выполнении ею трудовых обязанностей и не доказывает ее фактического нахождения на рабочем месте;
— представленные компанией документы не свидетельствуют о том, что директор, находясь в отпуске по уходу за ребенком, соблюдала правила внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, режима рабочего времени, выполняла установленные нормы труда;
— фондом не представлены табели рабочего времени, из которых следовало бы, что директор во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком трудилась полный рабочий день.
Аналогичная ситуация рассматривалась в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2018 № Ф02-5130/2018. В этом деле директор и единоличный участник компании в периоде нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжала исполнять функции руководителя и подписывать необходимые документы без начисления за это заработной платы. Суд отметил, что законодательство не предусматривает приостановление или прекращение полномочий руководителя организации в отпускной период. Директор имеет право пользоваться полномочиями единоличного исполнительного органа организации, а также имеет возможность представлять круг ее интересов в отношениях с третьими лицами, осуществлять сделки, выдавать доверенности, в том числе и во время отпуска.
Таким образом, директор исполняла свои обязанности руководителя по подписанию документов не по трудовому договору, а как единоличный исполнительный орган. В спорный период директор не работала и зарплату не получала. И у фонда не было оснований для отказа в возмещении компании расходов на выплату пособия по уходу за ребенком.
Итак, подписание директором документов во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком не свидетельствует о том, что он выполняет трудовые обязанности и трудится полный рабочий день. Но если компания не хочет споров с проверяющими, она может оформить с директором на время отпуска по уходу за ребенком соглашение о выполнении работы неполный рабочий день (например, один час). Тогда никаких претензий со стороны проверяющих быть не должно.