Подаем заявку
Для того чтобы вступить в тор- ги, организации должны обеспечить заявку на участие в аукционе. Такое обеспечение может предоставляться участником закупки в виде денежных средств (п. 2 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон № 44-ФЗ).
Если организация принимает участие в электронном аукционе, она переводит денежные средства на специальный счет в банке, где они блокируются (п. 1 ст. 20 Закона № 44-ФЗ). Блокировка снимается после того, как организация либо проиграет аукцион, либо выиграет его и с ней будет заключен контракт (подп. 1 п. 8 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
В бухгалтерском учете для отражения операции по внесению обеспечения заявки используется счет 55 «Специальные счета в банках». К нему целесообразно открыть субсчет 4 «Средства на обеспечение заявок на участие в закупках» и два аналитических счета:
-
55-4-1 «Средства незаблокированные;
-
55-4-2 «Средства заблокированные».
Кроме этого, денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, учитываются на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». При возврате денежных средств сумма обеспечения списывается с забалансового счета 009.
Что касается банковской комиссии, то она является расходом по обычным видам деятельности и отражается на счетах учета затрат в момент ее фактического списания банком.
В налоговом учете организация не учитывает операции по внесению и возврату денежных средств, выступающих в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Это связано с тем, что такие средства по своей сути являются залогом, а он не учитывается в составе расходов при расчете налога на прибыль на основании п. 32 ст. 270 НК РФ. При возврате обеспечения не будет и дохода. Ведь им для целей налогообложения признается экономическая выгода. А она в рассматриваемой ситуации не возникает.
В том случае, когда банк удерживает за данную операцию комиссию, она учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Получаем банковскую гарантию
Организация, выигравшая аукцион, должна обеспечить исполнение контракта. Таковы требования п. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. Только после этого заказчик заключит с ней контракт (п. 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Одним из видов обеспечения исполнения контракта является предоставление банковской гарантии (п. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Для целей бухгалтерского учета сумма вознаграждения, уплаченная банку за выдачу гарантии, будет признаваться расходом (п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Если реализация товаров (работ, услуг) в рамках заключенного контракта является для организации обычным видом деятельности, то и рассматриваемое вознаграждение включается в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 16 ПБУ 10/99).
При расчете налога на прибыль сама сумма банковской гарантии никак не отражается. Для организации она не будет включаться ни в доходы, ни в расходы.
А вот сумму вознаграждения, выплачиваемую банку за предоставление банковской гарантии, можно учесть при расчете налога на прибыль на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ. С этим согласны финансисты (письмо Минфина России от 29.03.2019 № 03-03-06/2/21925).
Так как данный расход является прочим, то в соответствии с подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ он списывается единовременно. Однако специалисты Минфина России придерживаются иной точки зрения. Они считают, что расходы в виде платы за предоставление банковской гарантии, приобретаемой в целях обеспечения выполнения обязательств по договору, необходимо учитывать равномерно в течение срока, на который она была получена (письма от 01.12.2014 № 03-03-06/1/6118, от 19.07.2012 № 03-03-06/4/75, от 11.01.2011 № 03-03-06/1/4). Такого же мнения придерживается и ФНС России (письмо от 04.06.2013 № ЕД-18-3/606).